Где находится кадом. Рязанская область, Кадом. Отец Афанасий. Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь. Связь, средства массовой информации


Кадом - маленький городок на востоке Рязанской области, самый удалённый от Рязани районный центр, 264 километра пути - много дальше, чем от Рязани до Москвы. Его трудно отыскать в рязанских летописях, хотя по возрасту он лишь немного уступает Рязани - восток Рязанщины долгое время был частью Тамбовской губернии, потому его описания теряются в тамошних мордовско-тамбовских архивах. Объективно объяснить значение слова «Кадом» историки и топонимисты не могут и поныне, подменяя истину букетом версий. Так, в языке местных мордовских племен, имелось слово «кадонь» - «оставленная, потерянная земля». По другой версии слово происходит от имени татарского хана Кадыма. Третья версия привлекает к названию некую христианку Вассу, будто бы бежавшую из мордовского плена и устроившую на берегу Мокши пещеру - «как дом».

Подобно Москве и Риму, Кадом стоит на холмах, причём они, в отличие от эфемерных московских бугорков, действительно впечатляют, вырастая будто из-под земли крутыми склонами высотой до 25 метров. С этими холмами связана известная научная ошибка. В 1977 году они были объявлены заповедными со статусом «памятников природы» как ледниковые (моренные) холмы. И лишь недавно профессор, доктор географических наук Вячеслав Кривцов однозначно показал, что знаменитые холмы - это песчаные останцы отрезанные вечно блуждающими петлями реки Мокши от «большой земли». Своеобразная жертва или результат половодий, ведь реки меняют направление русла именно весной, на пике живой силы воды. Всего же таких холмов тут четыре: в направлении с запада на восток - Кокуй, Безымянный, Кадомская гора и Преображенский.

На холме Кокуй археологи обнаружили предметы бронзового века, а с 1935 года здесь разместилось кладбище. На Безымянном холме, по преданию, жил некий татарский хан. За его тайные связи с крымским ханом дворец на холме был сожжён, а позже здесь построили деревянный православный храм, который позднее тоже сгорел, но уже от удара молнии. Сегодня на месте Безымянного холма высится небольшая горка: песчаное тело холма разошлось на хозяйственные нужды, а затем через него была проложена асфальтированная дорога. В самом центре города лежит наиболее известный из холмов - Кадомская гора. С его плоской вершины открывается чудный вид на Мокшу, храм с колокольней и монастырь на центральной площади, россыпь избушек, городской рынок и соседние холмы. Некогда здесь стоял острог, где жил воевода. С тех пор на этом месте не раз находили военные артефакты: многопудовые цепи, детали пищалей, чугунные ядра.

Преображенский холм, в отличие от остальных, лежит на левом берегу Мокши, в заречной части Кадома. По рассказам жителей, холм окутан целой сетью легенд. Некий Беклемиш, сын ордынского хана Бахмета, на склоне лет вдруг крестился, и в знак своего преображения построил на холме деревянную церковь Преображения. Позднее в 1735 году на месте деревянного выстроили каменный храм. В своё время Пётр I подарил церкви икону Казанской Божьей Матери, которая была отделана жемчугом и самоцветами. Верой и правдой храм служил до прихода советской власти. В 1930-е годы церковь была разграблена, колокола сброшены, позднее здесь обосновался детский дом. Сегодня в частично сохранившихся постройках разместился корпус профтехучилища.

Рязанский Китеж-град

История Кадома в прямом смысле утопает в череде катастрофических половодий. Этот город возник на правом берегу Мокши в дремучих мордовских лесах. Первое письменное упоминание о городке относится к 1209 году. В Никоновской летописи указано, что в Кадоме был убит рязанский военачальник. В нескольких километрах от современного Кадома лежит село Старый Кадом. Кадом возник именно здесь, но по причине половодий ещё в XVI веке был брошен и переместился на песчаные холмы в восьми километрах к югу. В 1426 году Великий князь Василий Тёмный дал Кадом «в кормление» боярам Протасьевым . В конце XVIII века Кадом приобрел особую значимость в Тамбовской губернии. По численности населения он превзошёл города Шацк и Темников и обзавёлся статусом уездного города. В уезде насчитывалось 30 сёл и 107 деревень. Работали заводы по производству вина, сукна, кожи, маслобойни и лесопильни. Кадомские купцы торговали лесом и, что интересно, хлебом, и это при том, что сельское хозяйство при повсеместном развитии скудных песчаных почв никогда не было на высоте. Здесь важную роль сыграло выгодное транспортно-географическое положение Кадома в нижнем течении Мокши, которая вообще-то берёт начало в Пензенской области, течёт по Нижегородской области и территории Мордовии и лишь затем вливается в Рязанскую область, где отдаёт свои воды Оке. Протяжённость Мокши - 656 километров, из которых на Рязанскую область приходится лишь 134 нижних, самых рыбных, глубоких и водных километра. По Мокше в Кадом свозились продовольственные товары, среди которых особую ценность имел хлеб. В том же XVIII веке, по преданию, случилось очередное «небывалое» половодье, когда за одну ночь вышедшая из берегов река смыла целую улицу и стоявшую на ней церковь.

В XIX веке Кадом обзавёлся учебными и медицинскими учреждениями: в 1839 году открылось приходское училище, позднее появились ремесленная школа, кружевная школа и женская прогимназия. В 1871 году появилась городская больница, а затем городская амбулатория - одна из четырёх в Тамбовской губернии. В XX веке страшные половодья случались трижды - в 1925, 1963 и в 1994 годах. В мае 2012 года маленький адом прогремел на всю Россию, когда уровень в Мокше поднялся на рекордные за всю историю 806 сантиметров, и вода захватила три четверти площади города. Даже в начале июля (спустя два месяца с конца половодья) в огородах некоторых кадомчан стояла вода. Иные счастливчики из мест, лежащих повыше, приступили к посадке картошки. Но теперь ясно, что это наводнение было лишь одним в ряду подобных, случавшихся раз в 30-50 лет.

Жителей Кадома всегда звали сомятниками, ведь Мокша издавна славится сомами весом в несколько пудов. А местные жители, будто сговорившись, рассказывают историю про старушку. Так, после схода половодья полувековой давности вода покинула дома кадомчан. Одна старушка, решив приступить к хозяйству и зажить пуще прежнего, полезла в печь. Но не тут-то было: из темноты печи донеслись какие-то звуки, а затем на свет явилась громадная усатая голова. Перепуганную до смерти старушку на силу откачали. Причина всех неурядиц проста - город Кадом возник на высоких холмах, но, разрастаясь, спустился в пойму, которая у Мокши имеет два уровня. В обычный год вода мирно обходит городок, лишь местами наполняя амбары, заставляя кадомчан заблаговременно перекладывать картошку в более сухое высокое место. Долгий срок низких половодий иногда растягивается на жизнь целого поколения, приучая их к спокойной жизни. И они забывают, что живут в пойме реки, которая рано или поздно окажется под водой.








В городах выживают, а в Кадоме?.. в Кадоме...
Здесь в согласии с Богом живут…
Я услышал, недавно, как песню души:
С неба благовест льётся; свершается таинство
Возрождение нашей Руси

Алексей Богомазов. В Кадоме. 2008 г.

Кадом - посёлок городского типа, административный центр Кадомского района, расположен на обоих берегах реки Мокша, в 245 км от Рязани. Город, судя по картам поселений Древней Руси (реконструкция историков) занимал самое восточное положение, в Рязанском, затем в Московском княжествах. Пограничный пункт на стыке границ Муромского, Рязанского княжеств и Волжской Булгарии.

1) Краткая история

Кадом известен с 1209 года, упоминается под этот год в Никоновской летописи (XVI в.) : «Того же лета убиенъ быстъ в Кадоме тысяцкий резанский Матпей Андреепич»). В XV веке Старый Кадом был перенесен на 6 км ниже по течению из-за разрушительных разливов реки Мокши, в новом городе была построена Кадомская крепость.

* Энциклопедия Мордовия

Http://www.mordovia.info/wiki/

«Во 2-й половине 16 в. были построены следующие засеки: Кадомская (от р. Цны на восток до верховий р. Виндрей)»… Так, Кадомская засека имела Идовские, Авдаловские и Вадовские ворота».

* ЭСБЕ. Кадом

Заштатный город Тамбовской туб., Темниковского у., при р. Мокше. Один из древнейших городов Мещерской обл., купленный вел. кн. Дмитрием Донским в 1381 г. у князя Александра Увковича. В смутное время был занят поляками, но в 1609 г. воевода Шереметев их оттуда изгнал.

2) Существующая этимология

А) В. Г. Милованов. Родословная города

Http://kadom.ru/istorija/rodoslovnaja_goroda.html

«Видный русский историк В.Н.Татишев считал, что происходит оно от арабского слова «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража». Ведь город был укрепленным оборонительным пунктом на восточных рубежах славянской колонизации. А придти это слово могло от камских булгар, которые вели в XI-XII веках оживленную торговлю по Волге с Востоком, а по Оке и Мокше - со славянами и собирали дань с мордовских племен.

Последний председатель Тамбовской губернской ученой архивной комиссии А.Н.Норцов, который побывал в Кадоме и его окрестностях в 1901 году… полагал, что название города свидетельствует о каком-то горестном событии: в переводе с мордовского «кадома», «кадонь» означает нечто потерянное, оставленное…
Некоторые историки предполагали, что словом «кадома» мордовские племена называли участок земли, не доступный большой воде во время паводков, и на таком месте как раз возникло древнее мордовское поселение, которое позднее перешло к славянам. Однако эта версия маловероятна: таких участков в мордовской пойме Мокши было много, причем более возвышенных, чем Старокадомское городище.

Не представляется убедительной и версия Д.Батманова, связывающего название с глаголом «кадомить» - «слоняться без дела, ходить из дома в дом», найденным в словаре В.Даля. Эти действия Д.Батманов приписывает Мокше, которая, по его словам, «в нижнем течении сравнительно часто меняла свое русло». Возможно, и действительно меняла, но, как поясняет В.Даль, глагол «кадомить» бытовал лишь в оренбургских и саратовских говорах, а, как известно, диалекты возникли позднее XIII века. К тому же, когда Кадом уже существовал, саратовские и оренбургские степи все еще были «диким полем», без постоянного, оседлого, населения.
Итак, до сих пор не установлено, почему древний город называется Кадомом».

Б) Земля, дающая силу

Http://www.pravoslavie.ru/put/31381.htm

«Мокша – самый крупный приток Оки, важный торговый путь, и в начале XIII века Кадом, вероятно, был уже значительным торговым и оборонительным пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества… Здесь настоящее непривычно близко соседствует с исторической древностью. Вот, например, имя города, Кадом. Откуда оно произошло, до сих пор достоверно не известно. Может быть, от арабского «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража», – ведь город был восточным форпостом завоеванных славянами земель, а прийти это слово могло от камских булгар, которые в XI–XII веках вели оживленную торговлю с Востоком по Волге, а со славянами – по Оке и Мокше. В средние века Кадом был пограничным городом-заставой: здесь проходила сторожевая черта с укрепленными пунктами и оборонительными сооружениями для отражения нападений татар и ногайцев».

В) http://forum.kadom.ru/lofiversion/index.php/t65-50.html

* «По преданию, основал Кадом (Кадим) татарский князь Кадый. «Кадим» по-татарски значит «старина». РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422 Журкин И., Катагощин Б. ГАРО Ф. Р - 5039. Оп. 1, Д. 454, Л. 135».

* «Татищев В. Н. Избранные произведения. - Л-д., 1979. - С. 304: «Кадом, град Шадской провинции, имя сие из арабского ходим, еже стража по-русски, произошло. Сей город весьма изобильствует медом и Москву с протчими довольствует».

2) Применение термина в русском языке

* Словарь русского языка XI-XVII в., Академия Наук СССР, 1980

Кадомы. Оковы, кандалы. «Полоняник Васюк Грязной плачеца… А сижю в пустом городе в кадомах – выработат(ь) нельзя и не у кого». Д. опричн. 1576 г.

Http://www.krotov.info/acts/16/3/krym.htm

Из письма Василия Грязного: «И яз, холоп твой, говорил: "Коли, реку, яз и у государя был, и яз, реку, и тогды не ведал ничего, а ныне, реку, сижю у царя в полону уж три годы в кадамах - вовсе уже в Манкупе два года - и мне, реку, почему ведати государево умышление?».

* Национальный корпус русского языка

В.Н.Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750)

«О кривичах выше показано. Что же он меря, мордва, мещера и черемиса за разныя языки полагает, то его незнание того языка знаменования имян, ибо мордва и черемиса сами зовутся мори, а руские, испортя, назвали меря; и они все одного языка суть, разве малая разница в наречии по разности пределов: черемисы значит восточные, мещера именовали та же мордва, где царь Иоанн Грозный нагайскими татары населил и где грады их Темников, Кадом, Елатма и пр. Но разве Нестор вместо народа язык именовал, как то у славян употребляемо».

3) Обобщение и вывод

* Итак, исследователи опираются на языки: арабский, мордовский, ногайский, татарский, русский, мордовский, некоторые авторы комментариев выводят топоним из финно-угорских языков. Официально признанного истолкования топонима Кадом – нет.
* Никто из исследователей не использует в своих изысканиях сакральный язык иудеохристианства – иврит, очевидно игнорирование этого языка; еврейский Бог есть, языка бога нет – алогично, не правда ли? Эти территории в VIII-X вв. находились под контролем Хазарского каганата, государственный язык – иврит (первый письменный в регионе), религия – иудаизм. Волжская Булгария – данник каганата, вплоть до его исчезновения, Киевская Русь – вторичное государственное образование в регионе.

Целесообразно рассмотреть топоним в связи с сакральным языком иудеохристианства – ивритом.

4) Терминология иврита и библейский образ

Расположение города Кадом – восточная пограничная окраина Рязанского княжества, позднее Московского государства, самый крайний пограничный пункт Руси на востоке.
Подобный гидроним находится на Украине – река Кодыма, истекает в восточном направлении, в Новое время граница между Польшей и Османской империей (см. работу «Кодыма – этимология»).

А) Терминология

* КАДОМ = ивр. КАДИМ восток; КЕДЕМ восток, передняя часть; КЕДМА на восток; КИДМА восточное направление, восточная часть чего-либо.

* ивр. КАДМА древность, старина (один корень).

* ЕЭБЕ. География Библии

«Страны света, границы и моря. - Восход и закат солнца служили у древних евреев единственным средством для распознавания стран света; определяя направление, они всегда обращались лицом в ту сторону, где восходило солнце. Поэтому ту страну света, которую мы называем востоком, они называли " передом" (Быт., 2, 8; 12, 8 и др.)».

Б) Библейские образы

* Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (кедем), и поместил там человека, которого создал».

* Бытие 4:16: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток (кидма) от Едема».

* Бытие 28:14: «и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку (кедем), и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные».

* Иезекииль 25:4: «за то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока (кедем), и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое».

* Иезекииль 43:2: «И вот, слава Бога Израилева шла от востока (кадим), и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его».

Таким образом, русский топоним Кадом является транслитерацией (передача слова посредством другого алфавита) библейского термина КЕДЕМ (восток), обычное написание в древних еврейских текстах – К.Д.М. (без огласовок, гласных знаков). Очевидно, что древнерусские монахи-книжники и переводчики знали библейскую терминологию и применяли её в топографической номенклатуре (роспись имен).

Если человек усваивает определенную религию, то и мышление (терминология, образы) его должно быть связано с философией этой религии. Теория (Библия) необходимо должна быть перенесена на практику (хозяйственную деятельность), иначе - раздвоенность сознания, непонимание связей между предметами и объектами природы естественной и искусственной.

Первое письменное упоминание о Кадоме находится в Никоновской летописи под 1209 годом. С него и принято вести отсчет существования города. Несомненно однако, что основан он значительно раньше, когда в этих местах появилось пришлое славянское население, осевшее на Мокше - самом крупном притоке Оки, важном торговом пути.

Упоминается же Кадом летописцем в связи с убийством в городе рязанского тысяцкого Матвея Андреевича. Существует несколько версий, которые выдвинули, объясняя причину этого убийства, историки в разное время, - попытка рязанцев захватить тогда еще мордовский Кадом; стремление усмирить непокорных жителей города, сражение рязанских дружинников с булгарами, а, может быть, с половцами. Но что бы ни стояло за гибелью тысяцкого - Кадом в начале XIII века был уже довольно важным торговым, административным и сторожевым пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества, где, по свидетельству археолога Н.В.Говорова, уже в XII веке соприкасались и переплетались поселения славян и мордвы.

Но Кадомский край в это время - не только место добрососедских контактов и торговых отношений, но и арена довольно ожесточенной борьбы за обладание мордовскими землями, которую вели русские княжества с местными мордовскими племенами, а также с булгарами и половцами. Волжские или камские булгары хозяйничали тогда на средней Волге, но часто оказывались на Оке и ее притоках отнюдь не с мирными целями. В 1088 году они взяли и разграбили Муром, в 1155 году опять напали на муромскую и рязанскую землю. Не раз переходили границы русских княжеств, особенно Рязанского, и половцы. Но и русские князья не оставались в долгу, раз за разом предпринимая походы на булгар. После очередного, в 1205 году, булгары, не желая терять свое влияние на нижней Оке и Мокше, попытались взять реванш и в 1209 году вновь напали на Рязанскую землю, но потерпели поражение.

Некоторые историки предполагают, что в этом походе Кадом из-за выгодных, давно сложившихся торговых отношений с булгарами стал на их сторону, хотя и был в то время уже передовым рязанским форпостом на востоке. И чтобы проучить вероломных кадомчан была послана рязанская дружина под руководством Тысяцкого Матвея Андреевича.

Древний Кадом с давних пор привлекал внимание как профессиональных историков, так и краеведов. Многие из них пытались выяснить происхождение названия города. Видный русский историк В.Н.Татишев считал, что происходит оно от арабского слова «ходим» или «кодим» , что в переводе означает «стража» . Ведь город был укрепленным оборонительным пунктом на восточных рубежах славянской колонизации. А придти это слово могло от камских булгар, которые вели в XI-XII веках оживленную торговлю по Волге с Востоком, а по Оке и Мокше - со славянами и собирали дань с мордовских племен. Последний председатель Тамбовской губернской ученой архивной комиссии А.Н.Норцов, который побывал в Кадоме и его окрестностях в 1901 году и собрал богатый археологический, этнографический и архивный материал, полагал, что название города свидетельствует о каком-то горестном событии: в переводе с мордовского «кадома» , «кадонь» означает нечто потерянное, оставленное. Таким оставленным было Старокадомское городище - мордва, постепенно вытеснялась славянами и была вынуждена переселиться подальше от беспокойных соседей, в более безопасное место, на Пургасовскую гору. Некоторые историки предполагали, что словом «кадома» мордовские племена называли участок земли, не доступный большой воде во время паводков, и на таком месте как раз возникло древнее мордовское поселение, которое позднее перешло к славянам. Однако эта версия маловероятна: таких участков в мордовской пойме Мокши было много, причем более возвышенных, чем Старокадомское городище.

Не представляется убедительной и версия Д.Батманова, связывающего название с глаголом «кадомить» - «слоняться без дела, ходить из дома в дом» , найденным в словаре В.Даля. Эти действия Д.Батманов приписывает Мокше, которая, по его словам, «в нижнем течении сравнительно часто меняла свое русло» . Возможно, и действительно меняла, но, как поясняет В.Даль, глагол «кадомить» бытовал лишь в оренбургских и саратовских говорах, а, как известно, диалекты возникли позднее XIII века. К тому же, когда Кадом уже существовал, саратовские и оренбургские степи все еще были «диким полем» , без постоянного, оседлого, населения.

Итак, до сих пор не установлено, почему древний город называется Кадомом.

О времени перенесения города на новое место тоже нет единого мнения. Одни считают, что это произошло еще до нашествия татар, когда существовала Пургасова волость и были частыми стычки между рязанцами и мордвой, а Пургасово городище представляло большую опасность для рязанской крепости. Оно находилось всего в 30 минутах ходьбы, на горе, что давало возможность его обитателям в любое время неожиданно появляться у кадомских крепостных стен, а в случае отхода быстро укрываться на своей неприступной высоте. Чтобы обезопасить себя, кадомчане перебрались подальше от Пургасова городища, на высокие песчаные холмы, которые и сейчас существуют в центре города. Другие полагают, что город переместился где-то в XIV-XV веках, а то и позднее, - при малолетнем царе Иване IV в регенство его матери Елены Глинской: как раз тогда, в 1536 году был перенесен на более возвышенное место ближайший сосед Кадома, город Темников.

Удивительно, как авторы этих версий, безусловно, знакомые с различными материалами, касающимися Кадома, не обратили внимания на несколько интересных документов, из которых явствует, что Кадом сменил местоположение не раньше XVI века.

Прежде всего это указ царя Алексея Михайловича и грамота Приказа Казанского дворца от 1652 года, подписанная дьяком Томилой Перфильевым. Согласно этим документам все старокадомские земли передавались Старокадомскому мужскому монастырю, незадолго до этого построенному черным попом Ионой и «вкладчиком Гришкой Ивановым с товарищи» . В грамоте уточнялось, что за монастырем должны быть записаны земли, которыми «старокадомские помещики и как до помещиков старокадомские посадские люди, пушкари и затинщики владели» .

На основании указа кадомский воевода Алексей Шишкин дает монастырю «отказные выписи» , где говорится: «Отказано безоброчно Троицкой Старокадомской пустыни четвертная пашня и всякие угодья, как наперед того владели старокадомские помещики, мурзы и татаровя, и как преж тех мурз и татар владели кадомские посадские люди, пушкари и затинщики» . И в приправочных книгах Афанасия Нормацкого содержится напоминание, что старокадомскими землями до татар владели посадские люди, пушкари и затинщики.

Итак, пожалованные монастырю земли, некогда принадлежали горожанам и, конечно же, находились вблизи города. Передать их татарам, в награду за службу царь мог лишь тогда, когда они сделались пустошью. Кадомчане оставили их, потому что переместились на новое место. А произошло перемещение до 1614 года - этим годом датируются записи Афанасия Нормацкого, в то время владельцами старокадомских земель уже были мурзы.

Однако обосновался на новом месте город и не раньше XVI века, поскольку в середине XVII века горожане еще хорошо помнили, где находились их прежние угодья.

В 1656 году кадомский воевода Михаил Кобяков поручил подъячему Кадомской съезжей избы Ефиму Кириллову уточнить на местности границы земель, пожалованных Старокадомскому монастырю. При этом он рекомендовал взять понятых из Кадома: «попов и посадских людей, пушкарей и затинщиков, и других чинов людей Кадомского уезда» ,- которые могли бы указать межевые знаки своих бывших владений. И понятые нашли межевые знаки. Подъячий сообщил: «...на броду на большой дороге поставлен столб дубовый, а под ним сысканы уголье, а с той грани от столба от броду от корца от большой дороги под Енгазиным на Старой Лисе на дубу две грани вверх по Лисе речки...» . В этом же донесении воеводе он указал, что монастырь был пожалован «полем под Енгазиным, пашнями и лугами по речке Лисе, да по речке Еремше и мельницею и лесом за речкою Лисою, и озерами Глушицею и Кривым и Кочергою и речкою Еремшою, рыбными ловлями и сенными покосы и всякими угодьи, которые прилегали к Старокадомскому городищу, и откупной перевоз на реке на Мокше» .

И все доставалось монастырской братии «на пропитание безоброчно» . Всем же прочим пользоваться этими богатствами природы царская грамота запрещала, «чтобы им игумену с братиею и монастырскими бобылями от сторонних людей разорения никакого не было» . Привилегированное положение монастырей объясняется тем значением, какое придавалось их миссионерской деятельности, оказывающей государству помощь в колонизации края и насаждении в нем христианства.

То, что Кадом был, перенесен на новое место в XVI веке, подтверждают и два частных документа: челобитная XVII века и купчая конца XVI века. В челобитной владельцы земель, лежащих близ Кадома, Гришка, Неверка и Федька Степановы Вировы жалуются, что «ныне де по той вотчине ходить им не почему и медвяный оброк и куничный и есашный и пошлины им платить стало не из чего, потому что средь той их вотчины построен Кадом город и в той их вотчине кадомские градские и уездные люди живут и всякой лес красной и дубовой дальный, верхометной сосны рубят и всяких зверей бьют и пчелы держут и тое де их вотчину насильством своим разорили без остатку и чинят тесноту» . В купчей кадомской мордвин перечисляет: «Продал я бортный ухожай со всяким зверем с лесовым, и с медведем, и с волком, и с лисицей, и с куницей, и с белкой, и с рыбной ловлей, и с бобровою, и с польскою пахотою, и с покосы, и переви и со всякою птицею» . Продажу такого богатого владения можно объяснить тем, что хозяина его так же, как и братьев Степановых детей Вировых, начали теснить новые соседи, жители переместившегося Кадома.

Все эти документы дают основание не только предполагать, но и утверждать: Кадом оставил свое прежнее место в XVI веке.

В.Г.МИЛОВАНОВ
Кадомский край. Рязань 1994 г.

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кадом - [کدام] ҷонишини саволӣ чӣ?, кӣ?, чӣ гуна?, чӣ хел?; барои пурсиш дар мавриди интихоби байни ду ё чанд чиз, шахс ё макон ба кор меравад. кадом вақт а) кай?, чӣ вақт? б) боре, рӯзе; кадом рӯзе, ки ҳар рӯзе, ки; ҳар гоҳ, ки; аз кадом… шахс ё ҷои… …

кадомӣ - [کدامي] ниг. кадом; кадом як … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Кадом - Кадом, посёлок городского типа в Рязанской области, центр Кадомского района, в 245 км к востоку от Рязани. Расположен на р. Мокша (приток Оки), пристань, в 61 км к северо востоку от железнодорожной станции Сасово. Население 7,1 тыс.… … Словарь "География России"

Посёлок городского типа, центр Кадомского района Рязанской области РСФСР. Пристань на правом берегу р. Мокша (приток Оки), в 61 км к С. В. от ж. д. станции Сасово (на линии Рязань Рузаевка). Деревообрабатывающий комбинат, крахмальный и… … Большая советская энциклопедия

Заштатный город Тамбовской туб., Темниковского у., при р. Мокше. Один из древнейших городов Мещерской обл., купленный вел. кн. Дмитрием Донским в 1381 г. у князя Александра Увковича. В смутное время был занят поляками, но в 1609 г. воевода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поселок городского типа в Рязанской обл. Расположен на р. Мокше (приток Оки). Население 7,1 тыс. чел. Впервые упоминается в 1209, в 1381 как город. С 1779 уездный город Тамбовского наместничества, в 1778 оставлен за штатом. Архитектурные… … Русская история

Кадом 1 - 391671, Рязанской, Кадомского …

Кадом РУПС - 391670, Рязанской, р.ц.Кадомского … Населённые пункты и индексы России

Кадом РУПС, Рязанской, р.ц.Кадомского … Населённые пункты и индексы России

Книги

  • Московский Журнал. История государства Российского №3 (303) 2016 , Отсутствует. «Московский Журнал. История государства Российского» – ежемесячный литературно-художественный историко-краеведческий журнал. Издается с 1991 года. На страницах издания печатаются статьи о…






2024 © cveti-usadba.ru.