Выглядит кадка. Всё о кадке: что это и для чего. Как мыть кадушки для засолки и деревянные бочки


Деревянные кадки и кадушки и их применение

Впервые такие емкости появились практически сразу, как только человек научился обрабатывать древесину, но несмотря на это, они с успехом используются и в городских, и в сельских условиях по сей день.

Внешне кадка представляет собой емкость, сделанную из деревянных дощечек, перетянутых обручами. По описанию можно подумать, что это самая обыкновенная бочка, однако это не так.В отличие от бочки, деревянные кадки могут находиться только в вертикальном положении.

С давних времен на Руси такие емкости имелись в каждом дворе. В них собирали дождевую воду, которую затем использовали для полива огорода. А в начале XIX века в Москве был издан специальный указ, согласно которому в каждом дворе должны были стоять 2-3 кадки с водой на случай пожара. Также деревянные емкости установленных размеров использовались для взвешивания продуктов. И все-таки главное назначение кадки в прежние времена заключалось в хранении сыпучих продуктов (зерна, муки) и засолке овощей.

Виды кадок и их размеры

Существует несколько видов деревянных кадок. В зависимости от породы дерева, из которого изготовлены деревянные кадки, различают: сосновые; дубовые; осиновые; липовые; березовые изделия и т.д. В зависимости от функционального назначения бывают кадки для: хранения сыпучих продуктов; засолки овощей; бани; приготовления теста; высаживания рассады и комнатных растений. Деревянные кадки могут быть изготовлены самых разных размеров. Все зависит от назначения емкости. Размеры изделий самые разные: начиная от небольшого цветочного горшка и заканчивая дубовыми купелями для бани объемом 2 тысячи литров. В домашнем хозяйстве, например, для засолки овощей и фруктов чаще всего используются кадки объемом 12, 36, 48 литров. Кадка для засолки: как выбрать В ряде российских сел засолка овощей и фруктов по-прежнему производится в деревянных кадках. Такая продукция, заготовленная в емкостях из дуба, осины и другой древесины, отличается специфическим вкусом, и обычно она намного лучше, чем та, которая хранится в стеклянных банках.

На городских рынках все чаще можно встретить в продаже деревянные кадки для солений. Но перед тем как приобрести себе такую емкость, следует учесть следующие моменты: Для засолки капусты, огурцов, помидоров, арбузов и яблок идеально подходит дубовая кадка. В ней продукты насыщаются специями и приобретают ни с чем не сравнимый вкус и аромат. Вкусная капуста получается в осиновой кадке. По своим качествам она не очень уступает дубовой. Главное преимущество в том, что капуста остается хрустящей до весны. Не стоит выбирать для засолки сосновую кадку, поскольку такая древесина часто насыщается смолой, которая, в свою очередь, может пропитывать продукты, находящиеся в емкости. Добротность кадки проверяется путем наливания внутрь нее воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Перед покупкой кадки следует обратить внимание на наличие крышки или деревянного щита с ручкой, с помощью которого емкость закрывается во время засолки.

Деревянные кадки для бани: виды, размеры

Баня - это то самое место, где деревянных кадок должно быть много. Емкости делают, как правило, из дуба, поскольку он обладает, помимо прочего, еще и целебными свойствами. деревянные кадки для баниДля бани обычно требуются следующие кадки: Купели - емкости, предназначенные для купания двух и более человек и имеющие объем примерно 1-2 тысячи литров и более. Снаружи такие кадки покрываются лаком, а внутри дерево остается необработанным, чтобы передавать все полезные свойства воде. Деревянные кадки в форме ведра или ушата - используются для хранения воды и запаривания трав для ингаляций. Запарник - кадка объемом примерно 20 литров, предназначенная для замачивания веника. Как правило, изготавливается из колотого дуба, что исключает вероятность рассыхания изделия. Это основные виды изделий, необходимых для бани.

Кадки для теста

Квашня, она же дежа - деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное - священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок - боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив - с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. - Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху - мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах.

Чтобы кадка прослужила долго, ее не следует мыть водой, можно только протирать растительным маслом.

Вы можете присмотреть и в подарок у нас на сайте. Пусть она прослужит вам долгие годы!

По материалам FB.ru и www.slavyanskaya-kultura.ru

Чем дальше движется этот мир, тем больше возникает полезных изобретений. Однако полезными могут быть не только новые изобретения, но и вещи, которые используются уже на протяжении многих поколений. Одним из таких изобретений является старая добрая деревянная кадка. Сейчас деревянную кадку можно приобрести на специализированных ресурсах, одним из которых является: rus-bondar.ru

Очень многие люди отождествляют кадку и бочку. Но это вовсе не одно и то же. Кадка относится к «стойковому» виду посуды. То есть использовать ее можно только тогда, когда она находится в вертикальном положении. Однако такое положение для этой посуды является очень устойчивым. Когда кадка чем-то заполнена, ее невозможно перевернуть. По функциональности же это изобретение превосходит многие современные предметы быта.

Первые кадки были изобретены еще в 10 веке на территории Древней Руси. В то время кадка называлась «кадь». Кади ставились во дворах, возле домов, в амбарах, погребах, чуланах и т.д. Они были очень крупных размеров. Когда кадь устанавливалась на определенное место, она уже редко куда с него переносилась. Позже кади стали изготовляться меньших размеров, так как они стали использоваться не только для хранения воды, но и для транспортировки. В отличии от бочек, кадки были более устойчивыми и не расплескивались. Таким образом, потеря жидкости была минимальной. На некоторых предприятиях современные аналоги кадок используются до сих пор.

Позже кадки стали создавать установленных размеров. Такое нововведение было установлено для того, чтобы данные изобретения можно было использовать в качестве ёмкостей – мерок для сыпучих продуктов. Приблизительно в это время люди и поняли, что в кадках можно хранить не только жидкости, но и пищевые продукты. Чаще всего, это были мука и зерно. Кстати говоря, данное применение кадок на сегодняшний день является самым популярным. Как показывает практика, ни одно современное изобретение так и не смогло заменить деревянную кадку по качеству хранения этих продуктов.

Отдельный вид кадки, который носит название «дубовик» отводится под хранение овощей, рыбы, мяса, сала и некоторых фруктов. Ответ на вопрос, почему дубовики не заменили современными аналогами, очень прост: древесина из дуба содержит особые консервирующие элементы, которые убивают гнилостные микроорганизмы. Более того, естественные вещества, находящиеся в дубовой древесине, придают продуктам приятный вкус и аромат.

Деревянные кадки очень удобные и функциональные изобретения. По сути, ее может обзавестись любой человек, проживающий как в своем доме, так и в квартире. Перед приобретением кадки нужно заранее определить, для чего именно она вам будет нужна, и только после этого выбирать вид, который вам подойдет.

Кадушка предназначена для домашних заготовок: соления, мочения, квашения. Отличие кадушки от бочки – в том, что кадушка всегда располагается вертикально.

Изготавливать бондарные изделия русские мастера научились в X веке. Эти изделия имели форму усеченного конуса или цилиндра. Называлась такая тара "кадь". Это слово имеет греческие корни и в переводе означает "ведро" или "кружка". Упоминание о "кади" можно встретить в "Повести временных лет", которая датируется 997 годом. Технология создания бондарных изделий совершенствовалась, но их внешний вид дошел до наших времен практически без изменений.

Кедровая древесина лучше всего подходит для изготовления кадок. Она прочная и красивая, имеет однородной структурой. Обрабатывать и полировать эту древесину легко, а при высыхании она не растрескивается.

Поэтому, изделия из кедра, при условии соблюдения технологии изготовления, всегда долговечны и качественны.

Уникальные антибактерицидные свойства кедровой древесины также востребованы для домашних заготовок.

Ведь соления должны храниться долго. В кадушке из кедра они не прокиснут и не заплесневеют. Вкус соленых, моченых и квашеных овощей зависит от того, насколько правильно проходил процесс брожения.

На Руси кадушки, как и другие бондарные изделия, использовались повсеместно. Они были в каждом доме, и выполняли множество функций. Квашеная капуста, моченые яблоки, соленые огурцы или грибы – все это заготавливалось именно в кадушках. И хранилось ровно столько, сколько было необходимо.

Летом в деревянной посуде хранили свежие фрукты и ягоды. Здесь востребованными оказывались термоизолирующие свойства древесины. Фрукты и ягоды в кадушке из кедра не мялись и не перегревались, что создавало идеальные условия для длительного хранения.

Лучшим деревом для изготовления деревянных бочек и кадушек считался сибирский кедр. Его не зря называли деревом-лекарем. Растения, которое сравнится по полезности с кедром, просто не существует.

Люди заметили, что в кедровой посуде продукты не просто хранятся дольше, но и приобретают целебные свойства.

Кадушка из древесины кедра может использоваться и для хранения воды. Конечно, сейчас выпускаются емкости для воды из различных современных материалов. Но ни один из этих материалов не способен обеспечить длительного хранения воды. И уж точно не наполнит ее полезными свойствами так, как это может сделать кедр.

Подготовка бондарных изделий к использованию

Бочку или кадушку из кедра перед использованием нужно обработать. Обработка нужна для устранения микробов и усиления аромата древесины. Лучше всего с этими задачами справляется кипящая вода.

Конечно, кипятить воду в кедровой бочке не нужно (да и вряд ли это получится). Процедура пропаривания бочки выглядит так:

На дно помещаются разогретые камни;

Затем, на эти камни выливается кипящая вода, что вызывает образование пара;

Кадушка закрывается на несколько минут крышкой, чтобы пар не ушел;

После того, как парообразование прекратится, крышку снять, а кадушку промыть горячей водой;

Хорошо также обработать кадушку веником: можжевеловым, дубовым или березовым;

Дать емкости просохнуть.

Все эти действия обязательно проводить перед первым использованием кадушки, и очень желательно – перед каждым последующим.

Обработка деревянной посуды для использования в качестве столовых приборов

Посуду и кухонные аксессуары из натурального дерева перед первым использованием рекомендуется обработать. Обработка не занимает много времени. Она позволяет улучшить внешний вид посуды и увеличить срок ее службы.

Новую деревянную посуду нужно полностью обмазать натуральным маслом без сильного запаха. Как правило, это льняное, но подойдет и обычное подсолнечное масло. Духовку разогреть до 200-250°C и выключить. Посуду поместить в духовку и оставить там до остывания. После этого, посуда готова к использованию, в том числе к ежедневному.

Уход за деревянной посудой

Нельзя сушить вымытую деревянную посуду и деревянные разделочные доски вблизи источника тепла: дерево может рассохнуться и покоробиться. Лучше сушить в проветриваемом месте.

Как мыть деревянную посуду

Деревянную посуду после использования необходимо промыть в горячей воде губкой или щеткой с обычным моющим средством для мытья посуды, или, вместо моющего средства можно использовать старые действенные средства - щелок или соду. Затем – насухо вытереть. Если деревянная посуда имеет запах плесени (такое случается, когда она хранится в сырости) – добавьте в горячую воду немного уксуса и промойте ее полученным раствором.

Способы удаления запаха лука и чеснока от деревянной (не раскрашенной изнутри) посуды и разделочной доски

  • протереть сухой солью;
  • облить кипятком и промыть водой с мылом, а затем ополоснуть холодной водой;
  • облить кипятком и протереть мелким песком с помощью щетки (водить вдоль волокон дерева), а затем ополоснуть холодной водой.

Как мыть кадушки для засолки и деревянные бочки

Новые бочки-кадушки сначала пропаривают, наливая в них кипящую воду; бочку раскачивают, чтобы клепки намокли, и оставляют воду до остывания, после этого промывают холодной водой.

Чтобы вымыть бочку после долговременного квашения или соления, на дно ее кладут несколько крупных кусков негашеной извести, заливают водой и накрывают крышкой. Образовавшийся обильный пар пропитывает древесину бочки, извлекает из нее кислоты. Затем, прибавив еще несколько литров воды, бочку сильно раскачивают, чтобы отмылись ее стенки. Через 2-3 часа известковую воду выливают и бочку хорошо прополаскивают. Бочки, вымытые известью, долго не плесневеют.

В том случае, если необходимо очистить бочку от плесени, нужно взять 100-200 г стиральной соды или золы, растворить в горячей воде, залить в бочку и хорошо промыть ее. После этого бочку надо обязательно пропарить.

Чтобы бочки не рассыхались, в них время от времени надо наливать воду.

Обработка обручей

Обручи на кадках из чернового железа надо ежегодно чистить наждачной бумагой, затем красить суриком и олифой или масляной краской. Всю бочку красить нельзя, так как продукты питания впитывают в себя даже слабый запах краски и становятся непригодными к употреблению.

Старинные рецепты засолки зелени в деревянных кадушках

Есть немало традиционных рецептов заготовки в деревянных кадках, которыми пользуются уже многие поколения. Например, старинный рецепт соления зелени в кадке. Сначала зелень подготавливается, ее нужно промыть, очистить и нарезать. Подготовленную зелень ошпаривают кипятком, после чего, зелень на некоторое время опускают в холодную воду.

Для того, чтобы зелень было легко погрузить и вытащить ее укладывают на решето, кстати, обдать кипятком тоже удобнее всего на таком решете. После того, как остывшую зелень вытащат, ее укладывают в кадку и заливают заранее приготовленным рассолом. Рецепт рассола – 50 грамм соли, 20 грамм эстрагона, 50 грамм красного стручкового перца и 400 грамм укропа на 10 литров воды.

Затем на зелень ставят деревянным кругом, который входит в комплект поставки кадки, и придавливают. Хранят заготовленную зелень, по традиции в погребе, хотя конечно подойдет любое прохладное помещение.

Старинный рецепт засолки огурцов в дубовой кадке

Простой рецепт засолки огурцов в кадке. Он рассчитан на достаточно объемную кадку, но при желании его можно пересчитать, важно сохранить пропорции ингредиентов. На 50 килограмм огурцов потребуется полтора килограмма укропа, 300 грамм чеснока, 300 грамм зелени сельдерея или петрушки, 300 грамм корней хрена, полкилограмма листьев черной смородины и вишни, примерно поровну.

Огурцы отбирают свежие, не слишком крупные и не перезрелые. Их промывают, после чего замачивают в холодной воде на 5 – 7 часов. На дно бочки кладут слой листьев, укропа, хрена и специй. После этого огурцы укладывают в кадку. Желательно сложить их как можно плотнее, так потребуется меньше рассола. Каждый слой огурцов перекрывается листьями со специями. Затем кадка заливается рассолом, в составе 800 грамм соли на 10 литров воды.

Теперь останется накрыть огурцы кругом, на который укладывается груз. Хранить огурцы лучше в прохладном помещении, например, в подполе.

Кадка - это сосуд цилиндрической формы. Он изготовлен из небольших дощечек специальной формы (так называемых клёпок), которые соединяются при помощи металлического или деревянного кольца. Обруч плотно стягивает дощечки, что обеспечивает непроницаемость их стыков. У кадки только герметичное дно и простая крышка, которую легко приподнять.

Откуда произошло название

Что означает слово «кадка» - объяснить довольно легко. Оно произошло от древнегреческого «кадос», которым называли любые сосуды и ёмкости. Пожалуй, слово лучше всего обозначает назначение этого бондарного изделия. По сути, кадка - это сосуд, в который можно поместить что угодно:

  • сыпучие продукты: муку, зерно;
  • жидкости: квас, воду;
  • соления и маринады.

Такое универсальное средство. Его даже можно использовать для недолговременного хранения вина, но готовить это чудный напиток в нём нельзя. И это вплотную подводит к вопросу, чем бочка отличается от кадки.

Такие одинаковые и разные ёмкости

Кадка отличается от бочки несколькими деталями. Прежде всего, она может принимать только стоячее положение. Крышка достаточно легко снимается, чтобы из ёмкости в любой момент можно было достать нужное количество продуктов. Бочку же можно перевернуть и катить. Плотная крышка не даст содержимому вылиться. Но при этом её нельзя бесконечно открывать и плотно закрывать, чтобы взять, например, один огурец. Иначе обручи, сдерживающие клёпки, растянутся, и бочку придётся чинить. Чтобы этого не случилось, в ёмкость помещают либо товары, предназначенные для транспортировки, либо жидкости, которые можно вылить через дырку, закрываемую при необходимости затычкой.


Но и у кадки есть свои достоинства: её можно в любой момент открыть. Для её обслуживания реже нужно обращаться к бондарю за подтягиванием обруча. Под крышку, непосредственно на продукты, можно положить гнёт, который просто необходим для приготовления вкусных солений.

Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901

Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю - из очень толковой книги-энциклопедии «Русская изба» («Искусство-СПБ», 2004), созданной на основе изучения подлинных предметов крестьянского быта, хранящихся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Все фотографии сканированы из этой же книги.

Бадья, валёк, ведро, залавок, кадка, квашня, ковш, колыбель, короб, коромысло, корчага, кошель, кринка, кухля, ларец-теремок, лохань, огниво, переметная скамья, пестерь, плошка, подголовник, поставец, самовар, светец, скрыня, сундук, ушат

Бадья - деревянная емкость для подъема воды из колодца или реки в виде сосуда, круглого в сечении, с широким верхом и зауженным к низу туловом, с железными обручами и ушками, в которые продевается дужка. Подъем воды для двух ведер (около 24 литров) из глубокого колодца в течение многих лет требовал от бадьи прочности и удобства в применении, что достигалось использованием древесины дуба, которая отличается высокой твердостью, стойкостью к влажности, т.е. способностью не разбухать в воде, а, напротив, становиться более крепкой. Железные обручи хорошо переносили удары бадьи о стенки колодезного сруба, в отличие от деревянных. Дубовая бадья, окованная железом, вмещавшая большое количество воды, была достаточно тяжелой, поэтому воду в ней доставали с помощью рычажного устройства - журавля или воротом с цепью.

Валёк - плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании или для катания белья на скалке. Вальки делали преимущественно из легких пород дерева - липы или березы. Верхняя лицевая поверхность некоторых вальков украшалась выемчатой резьбой, росписью.

Ведро - деревяннаяемкость для переноса воды. На Руси традиционно изготавливалось бондарями из еловых, сосновых, осиновых дощечек - клепок. Древесина этих деревьев отличалась легкостью, прочностью, влагоустойчивостью. Она позволяла сделать ведро легким, что очень ценилось, надежным в работе. Обручи, стягивавшие остов ведра в верхней и нижней части, мастерили из ивы, черемухи, сирени, ветви которых были гибкими и крепкими. Из них же делалась и дужка, вставлявшаяся в «ушки» - продолжение клепок. Наибольшее распространение получило ведро в виде усеченного конуса. Крестьянам оно нравилось потому, что в нем меньше расплескивалась вода и оно было более прочным. Ведра бондари всегда делали «в подъем женщине», т.е. такие, чтобы женщина могла легко нести их на коромысле. Стандартная емкость русского ведра - около 12 литров.

Залавок -

1) длинный ящик с крышкой, употребляемый для хранения хозяйственной утвари и как лавка;

2) низкий шкафчик с дверцами и двумя-тремя полочками для посуды и прочих кухонных принадлежностей, а также некоторых продуктов, находящийся на лавке около печи;

3) пространство в нижней части русской печи для хранения посуды, закрытое дверцей.

Кадка - емкость для заготовки впрок солений, квашений, мочений, использовалась также для кваса, воды, для хранения муки, крупы. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. Кадки изготавливались из древесины лиственных деревьев: осины, липы, дуба; обручи - из ветвей ивы, сирени, черемухи, орешника. Для солений и мочений особенно ценилась дубовая древесина, содержащая консервирующие вещества, которые убивают гнилостные бактерии, и добавляющая солениям дополнительный аромат и вкус. Кадка из осины использовалась, главным образом, для заквашивания капусты, которая сохранялась в ней белой и хрустящей до самой весны. Кадки делались в форме усеченного конуса или цилиндра. Они могли иметь три ножки, являющиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Кадки были разные по размеру: высота колебалась от 30 до 100 см, диаметр - от 28 до 80 см.

Квашня - глиняная или деревянная посуда для заквашивания теста. Деревянная изготавливалась из липы, осины, дуба. Она могла быть выдолблена из цельного куска дерева или быть бондарной, т.е. составленной из дощечек - клепок, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа. Квашни были круглыми в сечении с расширяющимися к верхнему краю стенками. Высота колебалась от 50 до100 см, диаметр верха - от 60 до 120 см. Большие размеры квашни были обусловлены обычаем выпекать хлеб на всю семью на неделю вперед.

Ковш - деревянный или металлический сосуд для питья и разлива кваса и др. Распространен на Руси с древности до середины XIX века. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой или двумя - в виде головы и хвоста птицы. В зависимости от назначения различались ковши выносные, хоромные, погребные. Для царских пожалований за военную доблесть или посольскую службу существовали наградные ковши с двуглавым орлом и именем, вычеканенным на дне.В соответствии с формой ковшей выработались их определенные типы: северные ковши, московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские. Особенно выделялись северные ковши - «наливки» и козьмодемьянские ковши - черпаки небольшого размера. Московскими столовыми ковшами называют типичные ладьевидные ковши, сделанные из дерева или из кап, известные в Московской Руси в XVI - XVII вв. Такой ковш имеет плоское дно, килевидный нос и горизонтальную рукоять на поднимающейся над туловом неширокой шейке. По краю московский ковш украшался растительным орнаментом. Козьмодемьянские ковши, выдолбленные из липы, отличаясь от московских большим размером и глубиной (некоторые из них вмещали до 2-3 ведер), были близки им по форме. Малые козьмодемьянские ковши - черпаки XVIII - XIX вв. - имели форму чашки с округлым, чуть уплощенным дном, заостренным носом и рукоятью с прорезной петлей и крючком для подвешивания ковша. Тверские ковши, известные с XVI в., выдолбленные из корня дерева и имеющие форму ладьи, характеризуются более вытянутым в ширину, чем в длину, туловом, с широкой фронтальной стороной, декорированной орнаментальной резьбой. Тулово завершается с одной стороной двумя или тремя конскими головами на поднимающейся узкой шейке, а с другой стороны - массивной граненной рукоятью в форме «стебля». Малые северные ковши «наливки» XVI - XIX вв. изготовлялись вологодскими мастерами и служили для зачерпывания из больших ковшей. Их особенностью является сферическое дно и рукоятка в виде дужки, украшенной прорезью, в которой преобладали уточки.

Колыбель - приспособление для сна и укачивания младенца. На Руси существовало четыре вида колыбелей, исходя из конструкции и материала. Колыбель в форме прямоугольной деревянной рамы, обтянутой холстом. Концы рамы выступают в виде обточенных шаров, в которые ввинчивались железные кольца для подвешивания. К этому же виду относятся колыбели из пяльцев, также обтянутых холстом. Другой тип - колыбель в виде суживающегося книзу прямоугольного деревянного ящика с дном, образованном двумя поперечными перекладинами. К стенкам для подвешивания крепились по две дужки. Стенки снаружи часто расписывались. Третий вид колыбелей представляет собой лубяной короб овальной или прямоугольной формы. Дно сплеталось из пеньковой веревки, лыка в виде сетки. И четвертый вид - это плетенные колыбели (из лозы, льна, соломы). Все четыре вида колыбелей имеют одну общую черту - это подвесные колыбели. Более поздней традицией следует считать появление детских кроваток на гнутых ножках.

Короб - емкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скарба, одежды, книг. Изготавливался из гнутого осинового, липового луба в виде высокого цилиндра с навесной деревянной или надевающейся сверху крышкой или прямоугольного ящика с закругленными углами, с навесной плоской или выпуклой крышкой. Довольно широко были распространены также короба овальные в сечении, с крышками, как у цилиндрического короба. Днища коробов делались из тонких дощечек и вставлялись в специальный паз стенок, где укреплялись деревянными штифтами, прошивались мочалом, лыком, корнем сосны. Короба прямоугольной формы с заоваленными углами зачастую оковывались металлическими полосами. Иногда окованные полосами черного или луженного металла дополнительно украшались металлическими просечными накладками по углам крышки или около ключевины. Под железную оковку таких коробов в XVII -первой половине XVIII в. часто подкладывалась светлая или окрашенная в зеленый цвет слюда. Наряду с коробами, декорированными металлом, были широко распространены короба, украшенные росписью - на боковых стенках и верхней плоскости крышки. Роспись выполнялась обычно темперой, поверхность лубяного короба предварительно несколько раз олифилась.

Коромысло - приспособление для переноса ведер, бадеек, корзин. Изготавливалось из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью, упругостью. На Руси наиболее широко были распространены гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины, придавая форму дуги. Коромысло такого типа удобно располагалось на плечах женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные выемки, почти не качались при ходьбе. Во многих районах России встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелся вырез для шеи. Ведра с водой закреплялись на длинных крючьях, спускавшихся от концов коромысла. Коромысло в виде круглой в сечении палки, с подвижными подвесками-крючьями на концах, хорошо известное в Западной Европе, на Руси встречалось редко.

Корчага - сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространенный в Киевской Руси в X - XII вв. Также назывались и позднейшие глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом для нагревания воды, варки щей, пива, кваса и т.п. Корчага могла иметь форму кувшина с ручкой, укрепленной на горловине, и неглубокий желобок - слив на венчике. Как правило, корчага не имела крышки: при варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их было обычно по несколько штук разных размеров - от полуведерных (6 л) до корчаг на два ведра (24 л).

Кошель - дорожная заплечная емкость для переноса продуктов, плетеная из полос бересты, реже лыка в технике косого, изредка прямого плетения. Кошель имеет упрощенную прямоугольную форму, закрывается треугольным клапаном. Клапан удерживается веревками, которые обматывают вокруг специальных деревянных щепочек, вставленных вдоль открытого верха кошеля. На задней стенке кошеля крепятся ремни, изготовленные различными способами из бересты, кожи, холста, пеньковой веревки. Для детей делали небольшие кошели, высотой до 40 см, шириной 20-30 см, для взрослых, соответственно, больше. Преимущество берестяных кошелей заключалось в том, что продукты в них долго сохраняли свежесть, а зимой не замерзали. Кошель был незаменим во время сенокосной страды, на рыбном и охотничьем промысле, в дальней дороге.

Кринка - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.

Кухля - сосуд для переноса напитков на короткое расстояние и подачи их на стол, представляет собой небольшой бочонок бондарной работы из дубовых клепок, с двумя донышками. Тулово бочонка располагается горизонтально и имеет четыре короткие ножки. В верхней части кухли есть небольшой носик для слива, отверстие с пробкой для наливания напитка, ручка для переноса.

Ларец-теремок - емкость для хранения особенно ценных вещей: денег, драгоценностей, документов, разновидность сундука. Имеет форму глубокого, прямоугольного (квадратного) ящика с откидной, четырехскатной крышкой с плоским завершением. На крышке обычно была закреплена железная скоба или кольцо-рукоять. Крупные ларцы, достигавшие в высоту 50 см, имели внутри два отделения: первое - сам ларец, а второй - четырехскатная крышка. Такие ларцы назывались «ларцы о два жира». Каждое отделение запиралось на внутренний замок. Ларцы изготавливались из металла, кости, но в большинстве из дерева - сосны, дуба, кипариса. Деревянные ларцыоковывались полосами железа, украшались росписью, оклеивались костяными пластинами.

Лохань - емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Выбор этих пород для клепок объяснялся их легкостью и влагостойкостью. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками - «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).

Огниво - приспособление для получения огня, представляет собой металлическую пластинку овальной формы с несомкнутыми концами, которые отогнуты внутрь или наружу так, что образуются колечки - «усики». Такая форма огнива была распространена повсеместно в XIX -начале XX в. В более раннее время в русском быту было известно огниво, имевшее форму кинжала без рукоятки, с тупыми краями и острым концом. Его длина колебалась от 9 до 30 см. Для получения огня необходимо было иметь кроме огнива кремень и трут. Человек, высекавший огонь, ударял огнивом по кремню, появлявшиеся при этом искры ловились на трут., лежавший в коробочке с крышкой - трутнице. Огонь разгорался в коробочке, откуда его переносили на бересту, солому, паклю, сосновые угли или на серянки - самодельные спички. Тушился огонь после его использования закрыванием крышки коробочки. Огонь, полученный с помощью огнива, считался особенно благотворным для человека. Огниво, кремень и трут использовались русскими крестьянами как основное средство добывания огня вплоть до 1920-х гг. Спички. Изобретенные немецким химиком Камерером в 1833 г., не получили в деревнях широкого распространения, несмотря на то, что они продавались в лавках, магазинах, на ярмарках в большом количестве. Некоторые группы рксского населения, например старообрядцы, не использовали спичек вообще, считая их «бесовским наущением». Повсеместно принято было считать, что огонь, зажженный спичками, не обладает благотворными свойствами огня, добытого с помощью огнива.

Переметная скамья - тип мебели для сидения и спанья, характерный для европейского Средневековья и Древней Руси. В России бытовал до первой четверти XVIII в. Отличается от простой скамьи спинкой, шарнирно закрепленной с сиденьем,которая может перекладываться на любую из его длинных сторон. В случае необходимости устроить спальное место спинку по верху, по круговым пазам, сделанным в верхних частях боковых ограничителей скамьи, перекидывали на другую сторону скамьи, а последнюю придвигали к лавке, так, чтобы образовывалась как бы кровать, ограниченная спереди «переметом». Спинка переметной скамьи нередко украшалась сквозной резьбой, что значительно уменьшало ее вес.

Пестерь - дорожная заплечная емкость для переноса продуктов, сбора ягод, грибов и т.д., плетенная из бересты или лыка. По форме пестерь близок к кошелю.

Плошка -

1) посуда, сделанная чаще всего из глины или дерева, для приготовления и употребления пищи, представляет собой низкий плоский сосуд, круглой или продолговатой формы, с расширяющимися кверху бортами, иногда украшенный росписью или резьбой;

2) осветительный прибор, состоящий из плоского сосуда, имеющий внутри углубление, трубочку или цилиндр с трубочкой для светильни (фитиля). Для плошек употребляли самодельные глиняные сосуды, любую плоскую металлическую посуду. Светильней служили пенька, лен, ветошь. В плошку с фитилем наливали сало, животный жир, растительное масло.

Подголовник - дорожный сундучок для хранения и перевозки денег, драгоценностей, ценных бумаг в форме неглубокого прямоугольного ящика с покатой откидной крышкой и двумя ручками-полукольцами на боковых сторонах. Покатая крышка позволяла превратить дорожный сундучок в изголовье при ночевке в санях, на постоялом дворе или в чужом доме. Крышка состояла из двух частей: узкой, расположенной параллельно дну, и широкой, наклонной. Обе части крышки соединялись друг с другом петлями-шарнирами. Такие же петли соединяли узкую часть крышки с задней стенкой подголовника. Запирался ящик на внутренний замок. Подголовок внутри имел два отделения, они соответствовали двум частям крышки. Подголовники изготавливались обычно из твердых пород дерева и оковывались металлическими полосами. Многие подголовники, особенно XVII -начала XVIII в., имели под металлической оковкой прокладку из цветной кожи, окрашенной бумаги, слюды. Металлические полосы при этом выполнялись с просечками, образующими сплошное ажурное покрытие. Внутренняя сторона крышки часто украшалась росписью.

Поставец -

1) деревянная точенаястоловая посуда - круглая деревянная чаша на невысоком поддоне, имеющая такую же глубокую крышку, иногда с рукоятью. Наличие крышки отличает поставец от чаши и миски. Поставцы использовались как обеденная посуда, чаще всего для одного человека. Имея крышку, практически по размеру равную нижней части, поставец в открытом виде представлял собой уже два сосуда для еды;

2) медный, оловянный, глиняный сосуд на подставке или ножках для подачи на стол кваса, пива;

2) шкаф для посуды разнообразной формы: с открытыми верхними полками (типа буфета), кухонный столик со шкафчиком наверху, стеной угловой шкафчик на специальном подстолье.

Самовар - прибор для кипячения воды и приготовления пищи, делался всегда металлическим, обычно из латуни и меди (в редких случаях из серебра, стали, чугуна) и зачастую никелировался. Тулово могло иметь самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндра, бочонка, прямоугольной коробки, груши, яйца. Верхняя часть тулова, через которую наливалась вода, закрывалась крышкой. Тулово заканчивалось поддоном и четырьмя короткими ножками. В нижней его части находился кран для стока воды. Жидкость в самоваре нагревалась в металлической жаровне, проходившей сквозь тулово. Верхний конец жаровни выходил наружу и заканчивался конфоркой, на которой крепилась «закрышка»; нижний конец прикрывался решеткой. В жаровню закладывались горячие уголья. Огонь в ней поддерживался благодаря поддуванию воздуха снизу жаровни и вытяжной трубе с коленом, надевавшейся на верхнюю ее часть. После закипания жидкости труба снималась, а жаровня закрывалась заглушкой. Для выхода пара на «закрышке» имелся отдушник - небольшое отверстие с крышечкой. Самовары пришли в Россию из Западной Европы в XVIII в., где они употреблялись для подогревания бульонов. В XIX в. они получили широкое распространение во всех слоях русского общества. Кроме описанных самоваров для приготовления чая, существовали самовары, предназначенные для других целей. Так, например, самовар для кофе был небольших размеров с выдвижным ящичком для углей и специальным устройством в виде металлической рамки с холщовым мешочком, в которое насыпался кофе. Самовар для сбитня - горячего напитка из меда с травами и пряностями - напоминал большой заварочный металлический чайник с трубой и поддувалом.

Светец - приспособление для держания горящей лучины. Светцы имели разнообразную форму и величину. Простейший светец представлял собой согнутый под прямым углом стержень из кованного железа, на одном конце которого имелась развилка с тремя-четырьмя рожками, а на другом - пятник (острие). Такой светец втыкали острием в щель бревенчатой стены, а между рожками вставляли лучину. Для падающих угольков под светец ставили корыто с водой. Другой тип светцов - висячие, рассчитанные на несколько лучин. Подвесной светец зацепляли за железную скобу, вбитую в полавочник (длинную полку, расположенную по периметру всей избы), внизу также ставили сосуд с водой. Более распространены и удобны были переносные светцы. Небольшие, состоящие из металлической развилины, деревянной стойки и донца, ставили на лавку. Высокие светцы (около 1 м и выше), полностью выкованные из железа и склепанные из железных стержней и полос, ставили на полу в любом месте избы.

Скрыня - разновидность сундука, ларца. Имела обычно прямоугольную, слегка вытянутую форму и откидную верхнюю часть, сделанную теремком, как у ларца. Она состояла из трех отделений, запиравшееся каждое на свой ключ. Первое находилось в откидной крышке, второе - в средней части скрыни, третье, самое большое, занимало нижнюю часть. Нижняя часть заполнялась выдвижными ящичками и закрывалась дверцами, расположенными в передней стенке. Дверцы могли запираться на навесной или внутренний замок. К боковым сторонам скрыни прикреплялись металлические ручки в форме полукольца, использовавшиеся при ее переносе. Скрыни делались из дубовых досок и оковывались металлическими пластинами. Они встречались в домах представителей всех слоев русского общества вплоть до эпохи Петра I , а в более позднее время только в крестьянской среде. В XVII -начале XVIII в. главными центрами их производства были Холмогоры и Великий Устюг, славившихся своими сундучными изделиями. Скрыни этих двух ремесленных центров по своей отделке и декору напоминали изготовлявшиеся здесь же ларцы-теремки с железной оковкой.

Сундук - (от араб. сандук) большая емкость с навесной на петлях крышкой, использовавшаяся для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода. На Руси наиболее распространенные - деревянные сундуки - изготовлялись из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели внутренние или наружные замки, часто эти запоры делались «с секретом» и их отпирание сопровождалось мелодичным звоном или музыкой. Внутри сундука в верхней его части, часто делались специальные отделения для хранения мелочей - узкий ящик сбоку во всю ширину сундука. Иногда для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съемные лотки. Производились сундуки самых разных размеров с таким учетом, чтобы их при транспортировке на ярмарку можно было вложить друг в друга. Такие наборы сундуков имели специальные названия: тройки, пятерики, стая - шестерики, семерики. Все центры производства сундуков имели ярко выраженные отличительные особенности. Так, изделия из Нижнего Тагила выполнялись преимущественно из сосны или кедра и сплошь оковывались белым железом - жестью с орнаментом чеканной работы. Помимо этого, на боковых стенках делались круглые или сердцевидные выемки, куда вставлялись «зеркала» из полированной жести. Часто крышка, передние и боковые стенки сундуков украшались расписными жаноровыми сценами. Макарьевские сундуки украшались полосами жести, набитыми прямой или косой решеткой, или квадратами жести, расписанные букетами, вазонами, плодами, птицами, венками. Последние назывались «подносными». В великоустюжских сундуках под полосы набитого просечного металла подкладывалась цветная слюда. Холмогорские мастера обивали свои изделия красной юфтью или тюленьими шкурами. Изнутри сундуки часто обивались миткалем, коленкором, обклеивались бумагой.

Ушат - кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.



Женщина с шайкой и ведром собирается мыть пол. Архангельская губ. 1910


Очищение зерна в ступе. Воронежская губ. 1908


Продажа сит на ярмарке. Рязанская губ. 1916


Бондари за работой. Рязанская губ. 1913


Торговля на ярмарке корзинами, коробами, детскими игрушками. Владимирская губ. 1914


Торговец грушами и квасом. Владимирская губ. 1914


Продажа глиняной посуды в деревне. Рязанская губ. 1916


Чистка колодца с помощью ведер и бадьи. Владимирская губ. 1914







2024 © cveti-usadba.ru.