Генетическая история аборигенов австралии и новой гвинеи. Повседневная жизнь австралийских аборигенов Каково положение коренных жителей австралии сегодня


Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Коренное население Австралии выглядит весьма и весьма колоритно. Во-первых, они имеют собственные уникальные черты во внешности, во-вторых, постоянно носят национальные одежды, а косметику им заменяют природные краски и племенные узоры, наносимые на лицо и тело. Мы приготовили для вас специальную подборку фотографий аборигенов, чтобы вы смогли прикоснутся к их необычному миру.

Четверо аборигенов сидят с национальными музыкальными инструментами — диджериду. Кстати, диджериду — это один из самых старейших духовых музыкальных инструментов, сохранившихся на Земле.

Радость и хорошее настроение у мужчин-аборигенов на празднике.

Один из племенных обычаев, сохранившихся в наши дни.

А это фотография ритуального танца на одном из многочисленных праздников, организуемых, в том числе, для туристов.

Встречаются и более ярко одетые, колоритные персонажи.

Фотографии австралийских женщин-аборигенов

Большинство женщин-аборигенов сложно назвать красивыми по европейским меркам. Как и мужчины, они имеют очень крупные черты лица, среди которых сразу бросаются в глаза крупные и массивные носы и не менее, крупные подбородки и щеки.

Современные племена Северной и Центральной Австралии все меньше остаются в изоляции и всё больше перенимают привычки и образ жизни с городских жителей. Например, на этом фото, вы можете увидеть модные солнцезащитные очки, надетые вместе с национальными костюмами и нанесенной окраской тела. В повседневной жизни, многие женщины пользуются привычной для европейцев одеждой — футболками, кофтами, штанами, куртками.

Молодая девушка одного из национальных племен в родовом окрасе.

Дети и подростки

Молодой парень, исполняющий танец своего племени. В будущем он станет охотником и будет принят на равных в крун взрослых мужчин.

Вообщем, довольно хорошо живется аборигенам на своей Родине.

А вы хотели бы посетить Австралию и увидеть этих классных ребят своими глазами, а не на фото?

В Австралии давно ведутся споры о том, кого считать коренными жителями: австралийских аборигенов или первых поселенцев из Голландии. Коренные племена Австралии являются представителями самой древней и малоизученной цивилизации на земле. Их уклад жизни настолько уникален, а история заселения Австралии так таинственна, что, до сих пор, аборигены этого континента считаются потомками первых жителей планеты.

Аборигены Австралии. Кто они?

Есть мнение, что коренные племена австралийского континента приплыли туда через море примерно 50 тысяч лет назад. Само слово «абориген» стало использоваться по отношению к представителям племен англичанами, которые, так же как и голландцы, ступили на земли Австралии, чтобы закрепиться на них навсегда.

Абориген – коренной житель территории, живущий общинно-родовым строем, и сохранивший первобытный уклад жизни.

Аборигенов Австралии считают первыми мореплавателями. Ведь они смогли добраться на новый материк морским путем. Если бы на новые земли не ступили европейцы, то образ жизни аборигенов до сих пор оставался бы неизменным.

Самое большое поселение племен Австралии расположено в засушливом районе Аутбэке. Там проживает около 2500 человек. Своих детей аборигены сегодня обучают при помощи радио, в поселениях, по-прежнему, нет школ. Медицина пришла в племена только в 1928 году.

Как выглядят австралийские аборигены?

По фото, сделанным европейцами, можно судить о внешности коренных народов материка, как о темнокожих и темноволосых людях, довольно высокого роста и худощавого телосложения.

Аборигены Соломоновых островов – это темнокожие люди со светлыми волосами и широким носом. Долгое время считалось, что светлые волосы у представителей племен появились из-за связей с первыми европейцами на континенте, но генетический анализ опроверг данное предположение .

Все коренные народы Австралии можно разделить на три типа:

  • Племена баринеанского типа с самыми темными волосами;
  • Племена мюррейского типа среднего роста с большим количеством волос на теле;
  • Северные племена с высоким ростом и очень темной кожей.

Ученые думают, что всего материк был заселен аборигенами три раза: было три волны мореплавателей-переселенцев.

Наречия и языки аборигенов Австралии

На момент прихода голландцев и англичан на территории материка существовало более 500 разнообразных наречий. На сегодняшний день, у каждого сообщества племен собственные языки. Их можно насчитать не менее 200, а письменность существует только у нескольких племен.

Известно, что в настоящее время почти все коренные народы Австралии овладели английским языком. Поэтому для них в 2007 году запустили отдельный телевизионный канал, где вещание ведется исключительно на родном языке Шекспира.

Традиции австралийских аборигенов

Гора Улуру – для коренных народов является дверью между мирами. Это место считается священным. Сегодня экскурсии к горе из красного песчаника – популярное развлечение для туристов. По-европейски гора, священная для племен, именуется Эйрс, ее возраст впечатляет – горе более 6 миллионов лет.

Представители коренных племен никогда не поднимаются на священную гору. Такое действие для них является страшным святотатством. Они совершают обряды у подножия горы. По мнению аборигенов, на этом горном образовании живут духи предков, туда же снисходят Боги.

Местные войны из разных племен с ранних лет обучаются обращаться с бумерангом. Древнее искусство только на первый взгляд кажется простым, на деле же требует определенной сноровки.

Музыка у племен проигрывается на примитивных инструментах. Бытовой музыки довольно мало, в основном, у аборигенов в почете ритуальные песни и мелодии.

Обнаружение австралийского Стоунхенджа подтвердило версию о том, что аборигены давно разбираются в астрономии. Сооружение точно отражает движение некоторых звезд, а также дни равноденствий.

Если у кого-то еще остались сомнения по поводу причисления аборигенов к коренным жителям Австралии, то им стоит вспомнить, что нога первого европейского мореплавателя ступила на континент только в 17 веке.

Полное секвенирование геномов 83 австралийских аборигенов и 25 жителей Папуа Новая Гвинея позволило исследователям реконструировать историю заселения этой части света в пространстве и во времени. Они подтвердили, что предки австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи очень рано отделились от предков материковой Евразии. На ключевой вопрос о том, сколько раз человечество выходило из Африки – один или два, авторы отвечают с осторожностью. Большая часть их аргументов склоняет чашу весов к модели одного выхода, однако тот вариант, что их могло быть два, исследователи не отвергают.

В том же номере Nature, что и «полногеномные» статьи группы Дэвида Райха и эстонской группы , коллектива под руководством профессора Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Centre for GeoGenetics в Копенгагене, Дания, в которой также анализируются полностью прочитанные геномы, но не разных популяций по миру, а 83 австралийских аборигенов и 25 жителей Папуа Новая Гвинея. Это позволило авторам предложить довольно подробную схему заселения Сахула (так называют древний материк, который до последнего оледенения объединял Австралию, Новую Гвинею и Тасманию).

Процесс заселения Сахула остается одним из самых дискуссионных вопросов в картине освоения человеком планеты после выхода из Африки. Очевидно, что этот регион относится к самым древним местам проживания — по археологическим свидетельствам люди обитали там еще 47-55 тыс. лет назад. По общему мнению специалистов, после этого они находились в длительной изоляции, вплоть до позднего голоцена, когда появились контакты населения Сахула с Южной Азией. Скорее всего, это были миграции из Индии, которые принесли в Австралию собаку динго и технологию микролитов – миниатюрных каменных орудий.

Проблема происхождения австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи исследовалась и в двух упомянутых выше «полногеномных» работах. В статье эстонских исследователей, обзор которой представлен на сайте, предполагается, что хотя на 98% предки австралийцев и папуасов те же, что и прочих неафриканцев, 2% в их геноме занимает вклад более ранней миграции аз Африки, которая предшествовала основной. Но в статье команды Райха с исследованием сходного количества полных геномов эта гипотеза не находит подтверждения.

Что же показало целенаправленное исследование австрало-папуасских геномов, проведенное командой Виллерслева?

Исследователям удалось секвенировать 83 генома австралийских аборигенов с покрытием 60х (это высокая степень надежности). Это выдающийся результат, потому что до сих пор австралийские геномы были очень мало исследованы из-за чрезвычайно строгих правил, действующих в Австралии в отношении изучения аборигенов. В ходе данной работы профессор Виллерслев лично посетил местные племена, чтобы получить у них согласие на исследование образцов ДНК.

Образцы были собраны из разных регионов, с учетом географического и лингвистического разнообразия. Популяции австралийских аборигенов очень разнообразны по языку, хотя все эти языки относятся к одной семье пама-ньюнга. В той же работе секвенировали 25 геномов жителей Папуа Новая Гвинея (с покрытием 38-53х), образцы также были собраны в географически и лингвистически разных группах населения. К ним добавили данные предыдущих исследований о генотипировании австралийских аборигенов и жителей Папуа Новая Гвинея по маркерам однонуклеотидного полиморфизма (SNP) .

История популяций

В исследованных геномах авторы нашли следы четырех предковых источников из четырех географических регионов: удаленных — Европа, Восточная Азия и местных — Австралия и Новая Гвинея. Соотношение этих компонентов различается в разных регионах: где-то больше автохтонного (местного) компонента, где-то выше влияние миграций.

Друг с другом австралийские аборигены и папуасы генетически ближе, чем с какими-либо другими народами, и это говорит о том, что они происходят от единой популяции, заселившей Сахул. Найдены признаки эффекта бутылочного горлышка (резкого снижения численности), через которое прошла австрало-папуасская популяция около 50 тыс. лет назад. Все австралийские аборигены отстоят на одинаковое генетическое расстояние от папуасов, что говорит об их одновременном разделении.

Геномы австралийских аборигенов и папуасов продемонстрировали более высокую долю включений древних фрагментов ДНК денисовцев, чем другие неафриканские геномы. Это говорит о генетическом вкладе денисовцев, который они получили около 43 тыс. лет назад, а величина этого вклада оценивается в примерно в 4%. Анализ также продемонстрировал неандертальский генетический вклад, общий для всех неафриканцев, полученный около 60 тыс. лет назад.

На рисунке представлена предлагаемая авторами схема заселения Австралии и Новой Гвинеи. По этой схеме от потока миграции из Африки отделилась ветвь, которая достигла Сахула, около 50 тыс. лет назад пройдя через бутылочное горлышко. Около 43 тыс. лет назад она получила поток генов от денисовцев (синяя стрелка). Около 37 тыс. лет назад единая популяция разделилась на предков папуасов Новой Гвинеи и австралийцев. Около 31 тыс. лет назад популяция австралийских аборигенов разделилась, в свою очередь, на северо-восточную и юго-западную популяции. Наконец, желтой стрелкой обозначен поток генов, который северо-восточная популяция автралийских аборигенов получила из Юго-Восточной Азии.

Выход из Африки

Решение ключевого вопроса о числе волн выхода из Африки – одна или две – в статье предлагается с большими оговорками. Если учитывать только современные геномы, пишут авторы, то результаты говорят в пользу двух независимых волн, от которых произошли евразийские и австрало-новогвинейские популяции, причем первая волна вышла из Африки примерно на 14 тыс. лет раньше, чем вторая. Если же брать в расчет включения в современный геном древних фрагментов неандертальского и денисовского происхождения, общее бутылочное горлышко, через которое прошли мигранты из Африки, и совпадающее по времени разделение евразийской и австралийской ветвей, то результаты свидетельствуют в пользу одной волны. Так что в итоге авторы склоняются к модели одной волны выхода из Африки и полагают, что ветвь австрало-папуасов отделилась от предков остальных неафриканцев очень рано, примерно 58 тыс. лет назад. Эта схема отражена на следующем рисунке.

При этом по анализу MSMC группа Виллерслева получила результат, что африканская популяция йоруба и австрало-папуасы имеют более недавних общих предков, чем йоруба и евразийцы. Такой же результат получила эстонская группа. Но если эстонская группа это основание достатчным для вывода, что папуасы несут след от более ранней миграции из Африки, то группа Виллерслева не пришла к такому выводу.

Взятые вместе, пишут авторы, результаты анализа говорят о разделении единой волны миграции, единой предковой популяции на ветви австрало-папуасов и евразийцев. Но при этом они подчеркивают, что не исключают наличие ранней волны миграции из Африки, но если она и была, то оставила очень малый след в геномах австрало-папуасов. Так что, выходит, группа Виллерслева не противоречит и эстонской группе, которая нашла этот малый след ранней миграции – около 2% — в геноме папуасов.

География, гены и языки

Изучив разнообразие геномов из разных регионов Австралии, авторы нашли несколько интересных закономерностей. Прежде всего, они показали, что европейский компонент выявляется прежде всего в Y-хромосомном генофонде австралийских аборигенов, что означает легко интерпертируемое преобладание вклада европейских мужчин, но не женщин. Эту закономерность отмечали и предыдущие исследователи, анализирующие Y-хромосомы. Основной приток европейских генов был получен в конце XVIII века (примерно 10 поколений назад) что соответствует историческим источникам.

Четко проявилась зависимость генетического разнообразия от географии: северо-восточные и юго-западные популяции Австралии формируют два кластера, а популяции в центре материка генетически оказываются посередине. Характерно, что потоки генов между популяциями главным образом шли по побережью, а внутренняя область с ее пустынным ландшафтом служила барьером для миграций.

Авторы построили лингвистическое дерево для 28 языков, относящихся к семье пама-ньюнга, и сравнили его с генетическим деревом. Оба типа дерева показали очень хорошее соответствие друг с другом. На лингвистическом дереве северо-восточные и юго-западные группы также формируют два отдельных кластера, а центральные группы находятся между ними. Лингвистические расстояния коррелируют с географическими расстояниями между популяциями. Из этого следует, что разнообразие языков в пределах Австралии следует за географией, как часто происходит и в других частях мира. Когда популяции, проживающие в разных районах, утрачивают контакты друг с другом, в языках накапливаются различия, и они расходятся и лингвистически, и генетически. Дерево языков пама-ньюнга разветвлялось в течение последних 6 тыс. лет, и в результате, лингвистическое дерево повторяет популяционную структуру.

Наконец, исследователи проследили, какие аллели в австралийских популяциях меняли свою частоту в разных экологических регионах Австралии под действием естественного отбора. В топе таких генов оказались гены, ассоциированные с системой тироидных гормонов и уровнем мочевой кислоты в плазме: те и другие имеют отношение к адаптации австралийских аборигенов к жизни в пустыне.

текст: Надежда Маркина

Россию любят попрекать тем, что она захватила огромные территории, называют «тюрьмой народов». Однако, если Россия – это «тюрьма народов», то западный мир можно по праву назвать «кладбищем народов». Ведь западные колонизаторы вырезали, уничтожили сотни крупных и малых народов, племен по всему свету, от самой Европы до Америки, Австралии и Новой Зеландии.

В 1770 году британская экспедиция Джеймса Кука на корабле «Индевор» исследовала и нанесла на карту восточное побережье Австралии. В январе 1788 г. капитан Артур Филипп основал поселение Сидней-Коув, позже ставшее городом Сидней. Это событие стало началом колонии Новый Южный Уэльс, а день высадки Филиппа (26 января) отмечается как национальный праздник - День Австралии. Хотя сама Австралия первоначально называлась Новой Голландией.

Первый Флот - название, данное из 11 парусных кораблей, которые отплыли от берегов Британии для того, чтобы основать первую европейскую колонию в Новом Южном Уэльсе, привёз в основном каторжников. Этот флот положил начало как перевозке заключенных из Англии в Австралию, так и освоению и заселению Австралии. Как отмечал английский историк Пирс Брендон: «Изначально прилагались кое-какие усилия, чтобы выбрать для перевозки осужденных, которые обладали навыками в различных областях английского производства. Но от этой мысли отказались из-за количества каторжников. За решетками на Темзе содержалось такое количество убогих и лишенных всего представителей человеческой расы, что они угрожали превратить гниющие тюремные корпуса в чумные бараки – и фигурально, и буквально. Большинство осужденных, отправленных с Первой флотилией, являлись молодыми рабочими, которые совершили мелкие преступления (как правило кражи). Кое-кто из разряда «деревенщины» и ещё меньшее количество «горожан»…».

Стоит отметить, что британские каторжники не были закоренелыми убийцами, таких в Англии сразу казнили, без лишних разговоров. Так, за воровство виновных вешали с 12 лет. В Англии долгое время казнили даже бродяг, которых поймали повторно. И после этого западная пресса любит вспоминать настоящие и придуманные преступления Ивана Грозного, черту оседлости в Российской империи и сталинский ГУЛаг.

Понятно, что таким контингентом должен был управлять соответствующий человек. Первый губернатор Австралии Артур Филипп считался «доброжелательным и великодушным человеком». Он предлагал передавать всех, кто считался виновным в убийстве и содомии, каннибалам Новой Зеландии: « И пусть они его едят».

Таким образом, аборигенам Австралии «повезло». Их соседями стали в основном британские преступники, от которых в Старом Свете решили избавиться. Кроме того, в основном это были молодые мужчины без соответствующего количества женщин.

Надо сказать, что британские власти отправляли заключенных не только в Австралию. Чтобы разгрузить тюрьмы и заработать звонкую монету (каждый человек стоил денег), англичане отправляли каторжников и колонии Северной Америки. Сейчас в массовом сознании укоренился образ черного раба, однако было много и белых рабов – преступников, мятежников, тех кому не повезло, к примеру, они попали в руки пиратов. Плантаторы хорошо платили за доставку рабочей силы: от 10 до 25 фунтов стерлингов за человека, в зависимости от квалификации и физического здоровья. Тысячи белых рабов были отправлены из Англии, Шотландии и Ирландии.

В 1801 г. французские корабли под командой адмирала Николя Бодена исследовали южную и западную части Австралии. После чего англичане решили провозгласить своё формальное владение Тасманией и начали осваивать новые поселения в Австралии. Поселения выросли и на восточном и южном побережьях материка. Затем они стали городами Ньюкасл, Порт-Маккуори и Мельбурн. Английский путешественник Джон Оксли в 1822 г. исследовал северо-восточную часть Австралии, в результате чего в районе реки Брисбен появилось новое поселение. Губернатор Нового Южного Уэльса в 1826 г. создал на южном побережье Австралии поселение Вестерн-Порт и отправил майора Локьира к проливу Короля Георга в юго-западной части материка, где он основал поселение, которое позже назвали Олбани, и объявил о распространении власти британского короля на весь материк. Английское поселение Порт-Эссингтон было основано в крайней северной точке континента.

Практически всё население новых поселение Англии в Австралии состояло из ссыльных. Переправка их из Англии с каждым годом шла всё активнее. С момента основания колонии и до середины XIX века в Австралию было переправлено 130-160 тыс. каторжников. Новые земли активно осваивали.

Куда же делись коренные жители Австралии и Тасмании? К 1788 г. коренное население Австралии составляло по разным оценкам от 300 тысяч до 1 миллиона человек, объединённых в более чем 500 племён. Для начала британцы заразили аборигенов оспой, от которой у них не было иммунитета. От оспы погибло не менее половины племен, которые соприкасались с пришельцами в районе Сиднея. В Тасмании наиболее разрушительный эффект на коренное население также оказали принесённые европейцами болезни. Венерические заболевания привели многих женщин к бесплодию, а лёгочные болезни вроде пневмонии и туберкулёза, против которых у тасманийцев не было иммунитета, убили множество взрослых тасманийцев.

«Цивилизованные» пришельцы тут же стали превращать местных аборигенов в рабов, заставляя работать на своих фермах. Женщин-аборигенок покупали или похищали, образовалась практика похищения детей с целью превращения их в прислугу - фактически в рабов.

Кроме того, британцы привезли с собой кроликов, овец, лис, других животных, которые нарушили биоценоз Австралии. В результате аборигенов Австралии поставили на грань голодной смерти. Природный мир Австралии сильно отличался от других биоценозов, так как материк был очень давно изолирован от других континентов. Большая часть видов была травоядной. Основным занятием аборигенов была охота, а основным объектом охоты – травоядные. Овцы и кролики размножились и стали уничтожать травяной покров, многие австралийские виды вымерли или оказались на грани вымирания. В ответ аборигены стали пытаться охотиться на овец. Это послужило предлогом для массовой «охоты» белых на туземцев.

А дальше с аборигенами Австралии произошло то же, что и с индейцами Северной Америки. Только индейцы, в своей массе были более развиты и воинственны, оказав более серьёзное сопротивление пришельцам. Австралийские аборигены серьёзного сопротивления оказать не смогли. На австралийских и тасманийских аборигенов устраивали облавы, травили ядами, загоняли в пустыни, где они умирали от голода и жажды. Белые поселенцы давали аборигенам отравленную пищу. Белые поселенцы охотились на аборигенов, как на диких животных, не считая их людьми. Остатки местного населения загнали в резервации в западных и северных районах материка, менее всего пригодных для жизни. В 1921 г. насчитывалось уже всего около 60 тыс. аборигенов.

В 1804 г. английские поселенцы колониальные войска начали «черную войну» против аборигенов Тасмании (Земля Ван Димена). На туземцев постоянно охотились, выслеживали как животных. К 1835 г. местное население было полностью ликвидировано. Последние выжившие тасманийцы (около 200 человек) были переселены на остров Флиндерс в Бассовом проливе. Одна из последних чистокровных тасманиек, Труганини, умерла в 1876 году.

«Ниггеров» в Австралии не считали за людей. Переселенцы со спокойной совестью травили аборигенов. В Квинсленде (Северная Австралия) в конце XIX века невинной забавой считалось загнать семью «ниггеров» в воду с крокодилами. Во время своего пребывания в Северном Квинсленде в 1880-1884 гг. норвежец Карл Лумхольц отмечал такие высказывания местных жителей: «Чёрных можно только стрелять – по-другому с ними общаться нельзя». Один из поселенцев заметил, что это «жестокий… но… необходимый принцип». Сам он расстреливал всех мужчин, которых встречал на своих пастбищах, «потому что они суть скотоубийцы, женщин – потому что они порождают скотоубийц, и детей – потому что они будут скотоубийцами. Они не хотят работать и потому не годятся ни на что, кроме как получить пулю».

В среде английских фермеров процветала торговля туземками. На них целенаправленно охотились. В правительством сообщении за 1900 г. отмечалось, что «этих женщин передавали от фермера к фермеру», пока «в конечном счёте их не выбрасывали как мусор, оставляя гнить от венерических болезней».

Одно из последних задокументированных массовых убийств аборигенов на Северо-Западе произошло в 1928 г. Свидетелем преступления стал миссионер, который хотел разобраться в жалобах аборигенов. Он последовал за полицейским отрядом, направлявшимся в резервацию аборигенов в Форест-Ривер, и видел, как полицейские захватили целое племя. Пленных сковали, построив затылок в затылок, в затем всех, кроме трех женщин убили. После этого сожгли тела, а женщин взяли с собой в лагерь. Прежде чем покинуть лагерь, они убили и сожгли и этих женщин. Доказательства, собранные миссионером, заставили власти начать расследование. Тем не менее полицейские, ответственные за массовую бойню, так и не предстали перед судом.

Благодаря таким методам британцы уничтожили в Австралии по разным оценкам до 90-95% всех аборигенов.







2024 © cveti-usadba.ru.