Вся жизнь – пример мужества и преданности своему делу. Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость


Когда-то, в далекие античные времена, сильнейшими государствами мира были Афины и . Два полиса, которые постоянно воевали друг с другом. И войны эти были страшные и разрушительные. У каждого полиса была своя доктрина, свой путь: Афины были ведомы смелостью, а Спарта - храбростью.

Перед сражением у мыса Нотий спартанский адмирал Лисандр обратился к своему войску с воодушевляющей речью. В ней он изложил различия между Афинами и Спартой и объяснил, почему суровый спартанский образ жизни превосходит гедонистический афинский и почему, в конце концов, именно он будет господствовать.

«Мы, спартанцы и пелопоннесцы, обладаем мужеством. Наши враги обладают смелостью».

Вот такое глубокое разделение. Для грека мужество было непременным условием бытия зрелого человека. Смелость была скорее мальчишеской чертой.

«Смелый человек - горделивый, наглый, амбициозный», - объяснил Лисандр. - «Храбрый человек - спокойный, богобоязненный, морально устойчивый».

Подобная дихотомия между смелостью и мужеством иногда может быть полезна даже для взрослого человека. Даже зрелому мужественному человеку иногда не помешает совершить по-настоящему безрассудный поступок. Но смелому человеку просто необходимо быть мужественным. Мужество - высшая благодетель мужчины. Пусть это подтвердит не только победа Спарты, но и наши факты.

Смелость нетерпелива и непостоянна; мужество - устойчивое и прочное

Смелость - это терпение. Мужество - это долготерпение. Смелость не терпит лишений или задержек, это хищник, который должен питаться победой, иначе он умрет. Мужество растет из земли и черпает свою силу из божественного.

Афиняне господствовали на море благодаря своей смелой тактике, неожиданным атакам и быстрым, внезапным боям. Спартанцы в основном вели войны на земле и были подготовлены для долгих походов и длительных боевых действий. Афинянам было гораздо комфортнее, когда битва шла под их диктовку в комфортных для них условиях, тогда как спартанцам было не привыкать подстраиваться под ситуацию. Эта разница в боевых стратегиях отразилась на мышлении и морали: привыкшие брать хитростью, афиняне не выдерживали продолжительных сражений, в отличие от спартанцев.

Все это очень напоминает ситуацию, когда пылкие молодые люди открывают свой бизнес. Сначала всё кажется простым, легким и ни к чему не обязывающим. Кажется, что хватит сил и времени. Но со временем приходит понимание, что бизнес - это не игрушки, и не всё так уж и просто. А после первых неудач ажиотаж и интерес иссякают полностью. Вот и получается, что у ребят есть смелость, чтобы начать, но нет мужества, чтобы закончить. Когда жаркое солнце тягот и сомнений поднимается над проектом, мотивация испаряется. Не хватает терпения, чтобы придерживаться чего-то. Они жадно питаются новизной и мгновенным успехом, но еще не научились поддерживать свое существование за счет стабильного неуклонного прогресса.

Быстрые и хитрые тактические маневры, безусловно, могут быть ключом к победе. Но победа, вне зависимости от выбранной тактики, в конечном счете зависит от того, насколько у тебя хватит мужества пережить все лишения.

Смелость - это импульсивное и бесшабашное; мужество - подход с точки зрения разума

Мужество рождается от послушания. Это вопрос бескорыстия, братства, любви и свободы… вот почему мы тренируемся. Прививаем на практике сплоченность, мужество и уверенность в себе, в наших друзьях и в наших командирах.

Перед битвой при Нотии, Алкивиад, главнокомандующий афинского войска, пытался заманить зарождающийся флот Спарты в бой. Спартанские воины, казалось бы, повелись на удочку своего врага. Их боевой дух был высок, их дисциплина и уверенность в себе были на высоте, и они чувствовали, что готовы ввязаться в открытый бой. Многие ждали открытой битвы, но Лисандр объяснил им, что терпение, порожденное смелостью, необходимо для того, чтобы одержать победу. Лисандр видел, что афинские войска были сильнее спартанских, и открытый бой не гарантировал победу. В тот момент суровый контроль был высшей благодатью для спартанского генерала.

Великий Аристотель считал, что мужество - это нечто среднее между безрассудством и трусостью. Трусливый человек переоценивает риск, вследствие чего постоянно оттягивает начало мероприятия. Он понимает, что ему необходимо подготовиться, почерпнуть знаний, изучить теорию. Безрассудный человек недооценивает трудности, с которыми ему придется столкнуться и бездумно и импульсивно бросается на вещи. Как следствие, отсутствие необходимых навыков, а со временем и уверенности, оборачивается для него полным крахом.

Мужественный человек избегает этих крайностей. Он знает, что есть время для смелости и время для сдержанности. Он оттачивает навыки и уверенность, которые потребуются для боя, но также понимает, что иногда нужно всё тщательно взвесить. Он не бросается в бой с истеричной озверелостью, он тщательно выстраивает тактику.

Спартанские воины никогда не кидались на врага с яростью берсерка. Для них эмоции были предвестницами поражения, поэтому в бой они шли со спокойной решимостью, полной уверенностью и тщательно подготовленными.

Цена смелости

Смелый мужчина возжелает чужое, лукавит и плетет интриги. Храбрый человек доволен своей судьбой; он уважает, что даровали ему боги.

Величие афинян было необходимо им для расширения собственной империи. Чтобы финансировать щедрые общественные проекты и поддерживать внушительный флот, афинянам необходимо было контролировать столько городов и государств, сколько возможно. Эти покоренные народы были обязаны отправлять в Афины ежегодную дань, иначе следовало наказание.

Только подобная жажда власти и влияния время от времени ставила их в затруднительное положение. Чтобы поддерживать империю, нужно увеличивать ее территорию. Но зачастую подобный образ жизни так же вреден для жизни государства, как и раковая опухоль для организма.

Спартанцы, между тем, довольствовались своим небольшим городом-государством, который даже по античным меркам больше походил на деревню. Их образ жизни был прост и донельзя скромен. У них нет было тяги к роскоши, они не строили империю, и потому им не приходилось судорожно искать средства на содержание государства. Они обладали редким даром - могли вовремя сказать слово «Хватит!». Многие историки считают, что долговечность их демократического республиканского правления, которое длилось не менее 580 лет, связано именно с этим.

Так и мы: всегда смотрим на престиж, власть и деньги с раскрытым от вожделения ртом. Проблема лишь в том, чем больше благ поглощаешь - тем меньше это тебя удовлетворяет. А ради получения заветных благ многие готовы пренебречь какими-то моральными устоями. Такова уж реальность маркетингового бытия.

Смелость порождает гордыню. Мужество порождает скромность

Наши недостатки могут быть преодолены благодаря практике и самодисциплине.

Греки в первую очередь мыслили о смелости с точки зрения воинской доблести. В мирное время это было качество, способное стимулировать человека к моральному и физическому совершенству, чтобы он смог стать не просто дисциплинированной машиной для убийств, а морально подойти к столь непростой вещи, как вероятность погибнуть на поле боя. Так что знаменитая спартанская храбрость вырабатывалась не в битвах, а, так сказать, на домашнем обучении. С 7 лет спартанские юноши проходили военную подготовку, сутью которой были максимальные лишения. Они жили на скудном пайке, носили зимой и летом туники, постоянно муштровались в боевых искусствах, и, как писал Плутарх: «были единственными людьми в мире, которым война приносила передышку в подготовке к войне».

Спартанцы понимали, что победа одерживается не только благодаря оружию, но и благодаря характеру. Аристотель утверждал, что мужество «держится на приказах разума о том, что он должен или должен не бояться, несмотря на удовольствие и боль». Кроме того, мужество - это еще и способность откладывать удовольствия на неопределенный срок, если того требует дело.

Есть такие мужчины, которые ведут себя нагло, а не смело, которые считают себя особенными и верят, что успех приходит от врожденного таланта, а не от усилий и тщательной работы над собой. Они хотят успеха без жертв, что, в общем-то, объяснимо, но нереально. Хотят урожая, не засеяв поля, удовольствий не за заслуги, а просто так. У них вообще всё просто так. Хорошо, что жизнь постоянно дает им щедрого звездюля наотмашь, и некоторые даже начинают после этого понимать, что стоит за успехом.

Смелость ищет славы, мужество ищет чести

Смелый человек стремится к пропасти; товарищи нужны ему для того, чтобы он мог их грабить. Храбрый человек нуждается в плече друга потому, что мыслит и видит себя, как часть общества.

В возрасте 20 лет, после десяти лет обучения, спартанский гражданин признавался пригодным для военной службы. В этот момент он присоединялся к группе товарищей из 15 мужчин. Каждый день они обязаны были встречаться за круглым столом и разделять трапезу для создания товарищества. Когда мужики вместе делили хлеб, они параллельно учились полагаться друг на друга, и таким образом образовывались связь, поддержка, взаимовыручка, способные помочь на поле боя.

Среди взрослого населения также царили братство и равенство, все стояли горой друг за друга. А на поле боя эти же компании благодаря длительной почти совместной жизни действовали как единое целое. Каждый был уверен в своем собрате, и потому дрались самоотверженно, понимая, что выбор невелик: либо сражаться бок о бок с камрадами, либо позорно бежать и быть заклейменным на веки вечные.

Честь и поддержку своих собратьев спартанцы ценили превыше всего. Личные амбиции - это было не для них. Многим руководителям не мешало бы взглянуть на спартанский уклад, поскольку командные успехи они выставляют как свои. Не умеют люди работать в команде и всё время срываются на подлость. Впрочем, они лишь немногим хуже тех, кто во время командной работы думает только о своей выгоде, тем самым полностью дестабилизируя, казалось бы, налаженный рабочий процесс.

Смелость - это кощунственно; мужество - это благо

Смелость осмеливается бросать вызов небесам. Мужество, наоборот, посылается с небес, дабы исполнялась воля Богов.

Для древних греков высокомерие - возмутительно раздутая гордость, было величайшим грехом. Высокомерие - это вызов олимпийским богам. Поэтому насилие над спрятавшимся в храмах населением и их последующее опустошение является не чем иным, как проявлением высокомерия.

Тут важно было соблюдать грани. Вот афиняне не соблюдали и в порыве ярости срубили все статуи Гермеса в его сиракузском храме. А Гермес был достаточно хитрым и мстительным богом, который крайне не любил оскорбления. Спартанцы же лишний раз судьбу не гневили и не забывали благодарить божеств после каждого успешного мероприятия. И дело тут не в набожности: верь или не верь - твое личное дело. Дело в том, что не нужно проявлять свое высокомерие, особенно по отношению к каким-то общественно значимым вещам. Это как в случае с веганами и атеистами, которые со всех углов кричат о своих несогласии и протесте, сопровождая тявканье пренебрежительными оскорблениями.

Мужество спасает от личностного декаданса

Спустя много лет, когда потомки проклявших античную цивилизацию личностей начали строить демократическое общество, то почему-то в большинстве своем они выбирали не мужественную Спарту, а смелые Афины. Видимо, потому что культурное наследие и амбициозность афинян более соответствовали капиталистической мечте.

Теперь от полисов не осталось и следа, зато никуда не делось мужество. Нужно просто вспомнить, что это такое. Мужество - решить остаться дома и заняться делами, когда твои друзья собираются потусить; мужество - есть куриные грудки и брокколи, когда тебе на самом деле хочется Биг Мака; мужество - вкладывание денег в бизнес и ценные бумаги, а не в покупку автомобилей и предметов роскоши. И, в отличие от смелости, мужество - куда более фундаментальное явление.

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Из множества тем, которые предоставляются на экзамене по русскому языку для написания сочинения, можно особенно выделить тему «Героизм».

Цель российского образования — вырастить человека достойного и умного, знающего, чего он хочет добиться в жизни, истинного патриота своей страны. Рост требований к качеству образовательного уровня населения РФ привел к введению ЕГЭ, предназначенного для проверки знаний школьников.

Единый государственный экзамен измеряет знания выпускников после окончания школы, на пути в высшее учебное заведение, в различных отраслях науки.

Одним из самых важных предметов в стране, по которому экзаменуют школьников, является русский язык. Это буквально столп, на котором зиждется страна, потому что только люди, имеющие собственную систему устной коммуникации, могут считаться единым народом.

Что такое героизм

Героизм, в понимании людей, это совершение великого подвига человеком во имя других людей.

Героями становятся не те, кто был рожден с этим намерением, но те, которые стали плечом к плечу ради единой цели, движимые понятием справедливости.

Героизмом также считается самопожертвование во имя благой цели, несущей мир и процветание человечеству.

Соответственно, герой — это человек, совершающий подвиг из любви к ближнему своему, активно творящий судьбу мира и склонный к альтруистическому поведению. С точки зрения психологии, данным понятием может быть обозначен любой индивид, который совершает благородный поступок, превозмогая собственные страхи и сомнения.

Примеры героического поведения можно найти не только в литературных источниках, но и в окружающей среде. Произведения, рассказывающие о подвигах героев, часто основаны на событиях, взятых из жизни.

Проблема героизма – аргументы из литературы для ЕГЭ

Проблему героизма и становления личности человека, как героя, поднимали в своих творениях многие писатели.

Наиболее знамениты следующие произведения русских авторов: Б. Васильева «А зори здесь тихие», М. Шолохова «Судьба человека» и Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Менее известна в современной России повесть «Зоя Космодемьянская» В. Успенского, в основу которой положена история юной пионерки, вместе с друзьями вступившей в партизанский отряд и героически погибшей под пытками фашистов.

В основу повести Б. Полевого легла история из реальной жизни о летчике Алексее Маресьеве. Сбитый на вражеской территории, он смог пройти через лесную чащобу. Из-за того, что в экстремальных условиях некому было оказать первую помощь, мужчина потерял обе ноги, однако, превозмогая собственное несовершенство ради любви к небу, смог научиться управлять самолетом, нося протезы.

«Судьба человека» повествует об Андрее, защищавшем родную Отчизну от фашистской Германии. Несмотря на известия о смерти близких ему людей, главный герой смог выстоять, не сдаться перед ужасами войны. Способность сопереживать людям сохранилась в нем, несмотря на тяготы и лишения, что преподнесла судьба. Наиболее ясно это выражено в его поступке: Андрей усыновил мальчика, потерявшего родных.

Герои книги «А зори здесь тихие» — обычные люди, которые волею судьбы оказались в первых рядах при сражении за страну. Они могли бы выжить, но самым сильным желанием у них было защитить Родину, поэтому смерть их была достойной.

Зарубежная литература также преподносит немало творений, в основу которых положен героизм обычных людей. Можно выделить аргументы из произведений знаменитых авторов.

Классическим примером служит повесть Э. Хэмингуэя «По ком звонит колокол», где встречаются два человека из разных миров – подрывник и обычная девушка. Погибший при взрыве моста Роберт, знающий, что идет на верную смерть, но не отступивший от вверенной ему задачи, и Мария, которая все отчетливее понимает, что не увидит своего возлюбленного, но отпускает его ради великой цели – положить конец войне, раздирающей страну на части. Кого из них можно счесть настоящим героем?

Еще одним классическим примером героизма можно посчитать рассказ Д. Лондона «Любовь к жизни». Человек в данном творении не спасает никого, кроме себя, однако его мужество, целеустремленность и воля к сохранению жизни заслуживают самого глубокого уважения, так как немало людей, столкнувшихся с предательством друзей, оказавшись во враждебной местности сдались бы на волю обстоятельств.

Проблема истинного и ложного героизма по Толстому

Лев Николаевич Толстой — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира

К примеру, героизм истинный всегда идет «от сердца», полон глубины и чистоты помыслов; ложный же героизм проявляется как стремление «пустить пыль в глаза», не имея внутри глубоких мотивов. По классику русской литературы, человек, совершающий героический поступок ради того, чтобы его положительно оценили другие, не может быть настоящим героем.

В качестве примера здесь выступает Болконский, который стремится к совершению «красивого подвига, непременно оцененного другими людьми».

Истинный же героизм заключается в том, что человек переступает через свое эго, не заботясь о том, насколько красиво он будет выглядеть в глазах других людей, и делает все возможное для благополучия общего дела.

Героизм русской женщины и матери

Женщина в литературе родной страны – это собирательный образ из нескольких ролей: матери, жены, дочери.

Примером героизма русской барышни могут служить жены декабристов, последовавшие за любимыми мужьями, которых сослали в далекие, практически не обжитые, земли.

Женщины, воспитанные по законам светского общества, где ссылка означает позор, не побоялись уехать из комфортных условий в глушь.

Вторым примером героизма русской женщины может выступить Розальцева Вера из романа Чернышевского «Что делать?». Героиня представляет собой качественно новый типаж эмансипированной дамы. Она не боится трудностей и активно воплощает в жизнь собственные задумки, при этом помогая другим девушкам.

Если рассматривать женский героизм на примере матери, то можно выделить повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Мария, простая русская баба, потерявшая родных из-за фашистов, теряет волю к жизни. Бесчеловечность войны заставляет ее «окаменеть сердцем», однако героиня находит в себе силы жить дальше и начинает помогать сиротам, которые также скорбят по своим ушедшим родственникам.

Образ Матери, представленный в повести, глубоко гуманен по отношению к людям. Автор произведения представил на обозрение читателю такое качество женщины, как любовь к человечеству, неделимое по национальности, вере и т. д.

Героизм во время Великой отечественной войны

Война с Германией вывела много новых имен на доску почета, некоторые из которых стали таковыми посмертно. Вспыхнувший пожар возмущения бесчеловечностью и беспринципностью войск фюрера СС проявляется в партизанских способах ведения войны.

Можно выделить два типа героев во времена ВОВ:

  • партизаны;
  • бойцы Армии Советского Союза.

К первым можно отнести следующих людей:

  • Марат Казей. После убийства фашистами матери за укрывательство партизан, ушел воевать с сестрой в партизанский штаб. За проявленную отвагу награжден медалью в 1943-м году, погиб в следующем году в возрасте 14-ти лет при выполнении задания;
  • Леня Голиков. Вступил в партизанский отряд в 1942-м году. За многочисленные подвиги было решено наградить героя медалью, но получить ее он так и не успел. В 1943-м году был убит вместе с отрядом;
  • Зина Портнова. Стала разведчицей в 1943-м году. Была поймана при выполнении задания и подвергнута множеству пыток. В 1944-м ее расстреляли.

Ко вторым относятся следующие люди:

  • Александр Матросов. Закрыл своим телом амбразуру, позволив пройти отряду для выполнения боевого задания;
  • Иван Панфилов. Дивизия под его руководством храбро сражалась под Волоколамском, на протяжении шести дней отражая вражеские атаки;
  • Николай Гастелло. Направил горящий самолет на войска врага. Погиб с честью.

Помимо людей, известных своими подвигами и участием в войне, огромное количество героев так и не были названы страной ввиду незнания о них.

Проблема мужества и героизма моряков

Война не бывает только на суше. Ею оказываются захвачены и небесный свод, и водные просторы. Такова присущая разрушительной стихии сила – вовлекать все и всех в свои сети. Не только на земле сталкивались люди противоборствующих сторон, но и в воде.

  • В. Катаев «Флаг». Фашисты предлагают сдаться русской команде моряков, однако последние, осознавая, что умрут, если не капитулируют, все равно принимают решение в пользу сражения, защищая город;
  • В. М. Богомолов «Рейс «Ласточки». При переправке боеприпасов через реку, пароход «Ласточка» обстреливают фашистские войска, в результате данного действия мина попадает на баржу. Осознавая факт опасности, капитан, движимый идеей защитить родное отечество, поворачивает штурвал и направляет пароход в сторону противника.

Русские писатели акцентируют внимание на решении людей, основное качество которых – мужество. Храброе поведение при высоком риске актуально и в наше время.

Мужество и героизм в наши дни

Герои есть в любое время, независимо от обстоятельств окружающей их среды. В наше время на доске почета выгравированы имена тех, кто совершил подвиг во имя человечества.

Это обычные дети в повседневной жизни и герои в экстремальных ситуациях:

  • Евгений Табаков. В возрасте семи лет спас свою сестру от маньяка, получив при этом смертельную рану;
  • Юлия Король. Показала высочайший уровень мужества при спасении товарищей в результате трагедии на Сямозере;
  • Саша Ершова. При аварии в аквапарке удержала над водой маленькую девочку, не дав утонуть.

В анналы истории наших дней вписаны не только представленные выше дети, но и многие другие современные люди, активно помогающие в ситуациях повышенного риска тем, кто оказался слабее обстоятельств.

Огромное значение в историях с героическим укладом играет правильное воспитание родителями собственных детей. Ведь именно от того, насколько хорошо родные донесут до ребенка нормы и ценности, зависит созревание будущей личности.

Как написать сочинение на тему «Героизм русского народа»

Героические поступки людей на протяжении многих поколений складывались в историю подвигов российского государства. Учащиеся, которым нужно сдавать профильный экзамен по русскому языку, пишут сочинение, заканчивая 9 класс.

«Как правильно написать творческое задание?» — этот вопрос волнует многих школьников, которые хотят показать максимальный результат при тестировании.

В основе любого сочинения на заданную тему всегда лежат цель и план. Цель сочинения дается в задании к нему. План разрабатывает сам учащийся, обычно он подразумевает разбиение работы на этапы работы над ней.

Из чего же состоит план сочинения:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Помимо основных этапов, школьнику следует задуматься о том, на какие аргументы он будет ссылаться при написании сочинения; актуальной подаче информации, которую учащийся хотел бы донести до читателя; верном употреблении средств русского языка в тексте.

К примеру, рассмотрим тему героизма русского народа на примере романа Шолохова «Тихий Дон». В основу его положена история мира белогвардейцев, воюющих за свои идеалы. Они обречены историей на исчезновение, однако бесстрашно сражаются против горькой правды коммунизма, насильно насаживаемой казачьему Дону.

В эпопее явственно прослеживаются проблемы, волнующие людей того времени: раскол населения на два фронта (белой и красной гвардии), стремление отстоять свою правду, быт и устоявшийся порядок; столкновение идеалов различных групп населения.

Шолохов показывают внутреннюю эволюцию героев своего романа, их изменения с течением времени: и внутренние, и внешние. Например, Дуняша сперва представляется зрителям «девочкой с косичками», в конце романа же – цельной личностью, самостоятельно избравшей свой путь. Дуня, потомок белогвардейца, выбирает в мужья коммуниста, убившего ее брата.

Девушка представляет собой пример высочайшей жертвенности и героизма, так как не боится перешагнуть через изжившие себя стереотипы общества.

Заключение

Каждый человек сам решает, кого назвать героем. С. Маршак, например, в своем стихотворении о неизвестном спасателе, обращает внимание читателя на то, что подобным героем может оказаться любой прохожий.

Л. Толстой в своей эпопее разграничивает понятия истинного и ложного героизма. Лжегероизм, по мнению писателя, это стремление покрасоваться на публику, в то время как настоящий подвиг человека начинается с чистых помыслов его души.

Героем может стать абсолютно любой человек, независимо от обстоятельств. Никто ведь не знает, какую жизнь прожили бы маленькие партизаны, не случись в 40-е года прошлого века отечественной войны.

Самое важное в жизни – быть достойным самого себя человеком; уважать себя, как личность; стремиться к звездам и помогать людям, заплутавшим по жизни.

Рассуждения о правильном поведении ничто без практического применения. Большие поступки всегда начинаются с маленьких вещей. Становление героем начинается с помощи тем, кто в ней нуждается.

Первые шаги немцев по советской земле. 22 июня 1941 года. Немецкие солдаты переходят государственную границу СССР. Рабочие завода "Серп и Молот" слушают сообщение об объявлении войны. 22 июня 1941 года был выходным днем и поэтому многие просто отдыхали. Первые беженцы. Архивные фотографии о первых днях ВОВ. Проводы на фронт. Рытье окопов гражданским населением. Немцы на советской земле. Москвичи слушают речь В.М. Молотова о начале войны.

«История начала ВОВ» - Дезорганизация командного состава. Победа в Великой Отечественной войне. Героическая оборона Ленинграда. Группировка. Массовый героизм. Записки главы НКВД. Глобальный просчёт. Начало войны. Причины. Трагедия СССР. Обсуждение проблемы. Красная Армия. Доктрина. План «Барабаросса». Личный состав. Великая Отечественная война.

«Освобождение Узловой» - Вы в битве Родину спасли, преодолели все преграды. Буфетов Сергей Игнатьевич. Освобождение Узловой. Жизнь на прифронтовой станции. Город в России. Королёв Иван Георгиевич. Боевые подруги. Братская могила. Медведев Дмитрий Александрович. 70-я годовщина со дня освобождения Узловой. Рубцов Иван Фёдорович. Дороги войны. Смоленский Сергей Михайлович. Узловчане. В октябре 1941г. враг приблизился к Туле.

«1941 год» - Пример мужества. Россия. Дорога жизни. Отважных защитников Москвы. Образ Великой Отечественной войны. Бой за подмосковную деревню. Защищаем каждый дом, каждую улицу. Строительство оборонительных рубежей. В окопах. Московская битва. Немцы захватывают наши селенья. Народное ополчение. Блокада Ленинграда. 28 героев. Шаг в бессмертие. Гарнизон мужественно сражался с врагом. Оборона Брестской крепости.

«События начала Великой Отечественной» - Окупационный режим "ночь и туман". Русская Православная Церковь. Они с детьми погнали матерей. Познакомить с историческими фактами и событиями первых дней и месяцев Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война. Бесконечные, злые дожди. Детский ботинок. Основные события массовых репрессий. Потери РККА в первые дни Великой Отечественной войны. Самый длинный день в году. Исторические документальные свидетельства учасников войны.

«1941 год начало войны» - В 1941 г. в плен было захвачено 3,9 млн. советских солдат и офицеров. Причины неудач Красной Армии в начале войны: Великая Отечественная война 22 июня 1945 г – 9 мая 1945 г. - план ведения военной кампании против СССР. Красная армия имела следующие силы: Расстановка сил в начале войны: Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних» людей и народов. Планы Гитлера по использованию территорий СССР (План «ОСТ»).

История Великой Отечественной войны – это целая эпоха в жизни нашего государства, наполненная горечью потерь и радостью побед. Это беззаветное мужество народа, массовый героизм и стойкость на фронте и самоотверженная работа в тылу.

В рядах защитников Отечества были люди разных возрастов и разных профессий. Не были исключением и учителя. С первых дней войны они приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, оказывали помощь в организации эвакуации воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл. Многие ушли в Красную Армию, в партизанские отряды, включились в деятельность подпольных групп.

Среди учителей-участников Великой Отечественной войны немало женщин. Одна из них – Нина Степановна Бейзарова.

Родилась Нина Степановна Слепцова (это ее девичья фамилия) в городе Темникове в семье прачки и пекаря. Нелегкая судьба ждала девочку. Во время Октябрьской революции, когда Нине было всего два годика, родители умерли. Нина Степановна осталась на воспитании у бабушки. После ее смерти она перешла жить к дяде. Окончила семь классов, поступила в Темниковский педагогический техникум, получила специальность учителя начальных классов.

В 1938 году Нина Степановна с мужем переехала в город Добруш Гомельской области БССР, работала учительницей начальных классов до 1940 года. Затем была направлена в Западную Беларусь, на Гродненщину, для восстановления школ на русском языке.

С 1940 года работала директором и учителем пятых-седьмых классов Березовской семилетней школы. Войну встретила в деревне Пудино. 26 лет, двое маленьких детей: четырехлетний Владимир и грудной Виктор. Могло ли это остановить Нину Степановну от активного участия в борьбе с фашистами?! Решительная и смелая, любящая мать встала на защиту своих и тысячи других малышей.

Нина Степановна – одна из первых женщин-партизанок отряда «Искра» партизанской бригады имени Кирова Барановичской области. Трудно было привыкать к партизанской жизни. Женщины в отряде помогали в приготовлении пищи для бойцов, стирке и починке белья и т. д. Наряду с бытовыми делами они ходили на боевые задания и выполняли приказы командиров. В Наградном листе о представлении Бейзаровой Нины Степановны к медали «Партизан Отечественной войны I степени» говорится, что «с момента прибытия в отряд товарищ Бейзарова честно и самоотверженно со стойкостью советской женщины взялась за боевую работу в партизанских рядах. Товарищ Бейзарова участвовала на 4-х подрывах вражеских эшелонов, из них 2 минировала лично, где особенно отличилась, как минер, в результате чего было разбито 19 вагонов с боеприпасами и продовольствием, 6 вагонов с углем, разбито 4 паровоза. При взрыве эшелона с живой силой было убито 250 и ранено 50 фашистов».

Участвовала в ряде диверсий. Так, 8 Марта 1943 года женщины-партизанки решили отметить по-боевому. Они попросили командира отряда выделить им группу минеров, выехали в деревню Петры в сторону станции Гутно. В три часа ночи в воздух взлетел вражеский эшелон.

После войны Бейзарова Нина Степановна работала заведующей Лидского Гороно, затем – учителем и завучем начальных классов средней школы №1 г. Лиды Гродненской области. Одновременно в 1952-1955 годах Бейзарова Н. С. занимала должность директора Лидской вечерней школы № 1 при МВД.

Нина Степановна на уроке

Нина Степановна с учениками

Несмотря на большую занятость на работе, Нина Степановна всегда была внимательной матерью, бабушкой и хорошей хозяйкой. По словам старшего сына Владимира, она очень любила делать заготовки на зиму, особенно грибы, искусно готовила пельмени, борщ. А еще растила внучку, родители которой ей полностью доверяли в вопросах воспитания и обучения.

Нина Степановна в кругу семьи

О войне Нина Степановна не любила рассказывать. Но всегда была рада дорогим гостям – ветеранам, которые часто ее навещали.

На работе Нина Степановна оставалась требовательной к себе и к другим, была настоящим профессионалом своего дела. Для учеников любила организовывать походы по партизанским местам Лидского района. В 1958 году Бейзаровой Нине Степановне присвоено звание «Заслуженный учитель школы БССР».

Нина Степановна, как и другие учителя-ветераны, с достоинством прошла все испытания военных лет. И не просто прошла, а смогла найти в себе силы и дальше служить своему народу, учить детей, заниматься общественной жизнью. Она всегда оставалась добрым, отзывчивым человеком. Мужество и стойкая преданность своей профессии и своей Родине слились воедино в характере Нины Степановны Безаровой. И вся жизнь этой, на первый взгляд, хрупкой женщины – достойный пример нынешнему поколению.







2024 © cveti-usadba.ru.