Где находится поселок тазовский. Где находится Тазовский полуостров? Долгая дорога в Тазовский


Да-да! Можете смеяться, ухмыляться, отпускать разные шуточки! Я действительно имел удовольствие съездить в поселок с таким вот не вполне романтическим названием – Тазовский . Ну и что – спросите вы. Ну, съездил и съездил. Вы, небось, тоже ездите в какие-то поселки, но не посвящаете этим поездкам целые статьи, засоряя и без того захламленную всякой ерундой русскую часть интернета. Но я все-таки решился описать свой вояж. Считаю, что имею на это вполне уважительную причину и оправдание. Надеюсь, и вы посчитаете мою идею неплохой, когда узнаете, где, собственно, расположен этот поселок и чем он интересен.

Ручаюсь на 99% - до этого момента вы и представления не имели, что есть такой поселок. Знакомьтесь. Тазовский находится в Ямало-Ненецком автономном округе. 300 километров севернее Нового Уренгоя за полярным кругом. Он является административным центров одноименного Тазовского района, простирающегося на 760 километров(!) почти от Уренгоя до островов в Карском море.

Просто для сравнения - Московская область, которая кажется нам огромной, имеет размер с Севера на Юг всего-навсего 285 километров.

Вот как выглядит Тазовский на карте:

Полуостров Ямал! ЯНАО! Это и есть тот самый крайний Север, о котором все премного наслышаны, но далеко не каждый видел его своими глазами. Здесь совсем другие расстояния. Например, от Уренгоя до Тазовского по шоссе 230 километров. На этом огромном пути вам встретится всего один населенный пункт - поселок Новозаполярный. Никаких деревенек, натыканных практически друг на друге. Лесотундра, потом просто тундра, огромные озера, болота, лиственницы, карликовые березы, кое-где лишайник вместо травы... Здесь многое выглядит необычным.

Я решился написать этот отчет вовсе не из какого-то нездорового бахвальства и, тем более, не затем, чтобы вы призадумались о проведении в Тазовском своего очередного отпуска. Это довольно суровый край, который не очень-то подходит для отдыха в традиционном понимании этого слова. Но он настолько необычный, настолько выходит за рамки повседневности, что, удивляясь сам, я хотел бы на время «одолжить вам свои глаза и уши», чтобы и вы смогли посмотреть, как выглядит настоящий заполярный поселок.

Если бы эту статью прочитал кто-то из местных жителей, то нашел бы ее по меньшей мере странной и наверняка упрекнул бы автора в ментальном нездравии. Ведь жители поселка Тазовский и других подобных населенных пунктов постоянно живут в тех местах, которые кажутся нам экзотическими. Все, что так бросается в глаза жителю средней полосы, для них привычно.

Поэтому я сразу прошу прощения у местных товарищей за некую помпезность и восторженность описания. Что поделаешь, нас многое удивляет в ваших краях. Многое восхищает. Кое-что вызывает недоумение. На обзоре этих наблюдений и построена данная статья. Если что-то кажется вам неправильным, смиренно прошу не обижаться, а поправить меня в комментариях.

Почему Тазовский называется Тазовским

Когда я впервые услышал это название, у меня, как, наверное, и у вас первой ассоциацией с ним стал обычный предмет, который наверняка есть в каждом доме. Таз!

Правда, я сразу отмел мысль о том, что поселок прославился своими тазами как, например, Семенов Золотой хохломой или что-то в этом роде. Немыслимо было бы представить, что в поселке находится градообразующее предприятие, выпускающее известные на всю страну тазики. Этакий современный завод со всеми присущими ему атрибутами: конструкторским бюро, испытательными лабораториями, музеем готовой продукции и доской почета.

Направляясь сюда, я не надеялся встретить массу магазинчиков, где продают самые разные образцы продукции, начиная от обычных маленьких пластмассовых тазиков, эмалированных и медных изделий, заканчивая высшей формой подобной продукции – золотыми унитазами с вкраплением яхонтов и прочих самоцветов.

Скорее всего, причина данного, прямо скажем, непоэтического названия кроется в чем-то другом.

И правда. Тазовский называется так с 1949 года. До этого он носил имя Хальмер-Седэ, что в переводе с ненецкого означало «гора мертвецов». На холме, где сейчас стоит поселок, находилось старое ненецкое кладбище.

Согласитесь, жить в поселке с таким названием было бы как-то нездорово. В 1949 году ситуация изменилась. За основу нового названия взяли имя реки. Поселок стал называться «Тазовский», потому что стоит на реке Таз… Ну все, снова начались улыбочки. Между тем, ничего смешного здесь нет. Название «Таз» происходит от ненецкого «Тасу’яха» – в переводе означает «нижняя большая река».

Насколько она большая? Скорее всего, вы будете удивлены тем, что малоизвестная нам река Таз является одной из самых протяженных рек России. Ее длина 1400 километров! Она начинается в болотах близ русла реки Енисей и впадает в Карское море. Река судоходна. Ее участок длиной 798 километров является частью водных путей РФ.

Долгая дорога в Тазовский

Да уж! Она оказалась тяжеловатой даже для меня, наездившего и налетавшего за последний год не один десяток тысяч километров.

Из Нижнего Новгорода в Москву на поезде Ласточка (а говорил, что больше никогда!). Потом аэроэкспресс в Домодедово. Затем – перелет в Тюмень. Ночевка на лавочке тюменского аэропорта (все комнаты отдыха оказались заняты). Наутро – перелет Тюмень – Новый Уренгой.

Если в Тюмени погода была еще по-летнему теплой и солнечной, то вскоре после взлета землю закрыла плотная пелена из облаков.

Лишь на подлете удалось увидеть настоящую тундру. Осень раскрасила ее в самые яркие краски – желтый, красный, зеленый! Зеленые лиственницы на фоне желтых березок и красного низенького кустарника обрамляли озерца и болота. Увы, погода была пасмурная, поэтому картинка получилась немного тусклая. Вдобавок, мне досталось место не около иллюминатора, поэтому съемку пришлось вести с вытянутой руки.

Когда самолет коснулся колесами взлетной полосы (в Новом Уренгое она сделана из железобетонных плит), мне показалось, что все самое страшное уже позади. Сейчас надо просто сесть в машину и спокойно доехать до места.

Кстати, хорошо, что сейчас можно заказать такси прямо из дома. Когда я это делал и мне выставили цену от Н.Уренгоя до Тазовского в 2000 руб., я сначала слегка… как бы это сказать-то. Удивился, в общем!

Но в тот момент, когда машина наконец-то въехала в поселок, я готов был отдать водителю и большую сумму. Его работа была похожа на маленький подвиг. 6 часов мы мчались по трассе, соединяющей эти населенные пункты.

Здесь на Севере расстояния совсем другие. Это не средняя полоса России, где населенные пункты натыканы почти друг на друге. От Нового Уренгоя до Тазовского 330 километров. В принципе – не так уж и далеко. Если бы дорога была прямая, как Московское шоссе, то можно было бы легко долететь до места за 3 часа.

Но здесь вам не Московское шоссе. И дело тут не в качестве асфальтового покрытия. Как раз оно-то нареканий почти не вызывает. Просто дорога оказалась до ужаса петлючей… ну, от слова «петляет». То влево, то вправо, то пригорок, то впадина. Сразу вспомнилась поездка в поселок Рускеала в Карелии на Мраморный каньон. Там такая же засада.

Однако здесь в тундре у дорог есть еще одно гадкое свойство. Иногда на них встречаются локальные провалы. В смысле, не дыры в покрытии, а небольшие внезапные проседания полотна.

Если ехать со скоростью 110-130 километров в час (именно так ехал наш водитель), то после попадания в такую ямку, машина сначала чиркает «мордой об асфальт», а потом взмывает в воздух. По словам нашего водителя, приземление не всегда оказывается удачным. Иногда оно происходит уже на обочине или, чего доброго, прямо в тундре.

Нам повезло. Водитель оказался из поселка Тазовский. Он постоянно возит пассажиров в аэропорт и знает, где стоит притормозить. Этакий лоцман местного асфальтового фарватера. Не раз подумалось, что если бы я сам вел машину по коварной дороге, то очень скоро пришлось бы вытаскивать ее из кювета.

Картинки по дороге открывались более чем необычные. Мне повезло! Пока во время рассадки в машине все топтались у багажника, рассовывая свои чемоданы, я занял переднее сидение рядом с водителем. Удалось сделать немало интересных фотографий.

Конечно, достаточно сложно сделать шедевральные снимки из машины, летящей со скоростью более 100 километров в час. Большинство шикарных видов оказалось безнадежно смазанными. Лишь некоторые фотографии можно показывать, не рискуя заслужить нелицеприятные оценки именитых фотографов. Кое-какое представление о местной природе составить вполне можно.

Давайте посмотрим несколько изображений, а я буду давать пояснения к ним.

Лесотундра осенью очень-очень красива. Желтые листья берез отлично сочетаются с еще зелеными лиственницами. Они желтеют и облетают позже. Красный низенький кустарник дополняет живописный вид. А на втором снимке появляется светло-зеленый мох. Когда на подлете я видел тундру с высоты, подумал, что это снег. На самом деле - мох.

По дороге то и дело встречались озера, болота, реки. Если бы погода была солнечной, картинка получилась бы гораздо красивее. Увы, скоро пошел дождь. Что поделаешь. Север! Это вам не Турция или Греция.

По мере движения деревья стали редеть. Если раньше нас окружал самый настоящий лес с чащами и зарослями, то через 4-5 часов движения деревца стали одиночными, как будто специально и довольно редко натыканными в случайном порядке на тундровой равнине.

Форма деревьев тоже была необычной. Особенно у лиственниц. Некоторые из них вообще можно было бы принять за столбы: ветки очень короткие, что называется, «от ствола ни на шаг». Наверное, таким образом растения спасаются от больших шапок снега, которые насыпаются на верхушки и лапы зимой. К слову, некоторые лиственницы имели очень загнутую в сторону верхушку. Наверное, ветер не успевал сбрасывать снежные шапки.

Со временем деревья вовсе исчезли. Остались лишь редкие локальные островки. Покров почвы тоже выглядел весьма необычно. Временами встречался зеленый мох-лишайник, невысокие кустики красного цвета. Другие кустики по случаю осени были желтыми. Ну, а про сочетание зеленых еще лиственниц и желтых березок я уже писал. Все это было необыкновенно красиво!

Рост деревьев снижался по мере движения на Север. Я и раньше видел такие карликовые деревья, когда был с подобной миссией в Салехарде . Но здесь мы забрались еще севернее (на целый градус!) и довелось своими глазами, а не на выцветшей картинке в учебнике географии, увидеть самую настоящую тундру. Осенью она очень красива. Похожа на сплошной ковер зелено-желто-красно-серого цвета. Если бы еще и солнце, от картинки было бы не отвести взгляда.

Забегая вперед, скажу, что мне удалось выйти прогуляться в тундре, а на обратном пути уговорить водителя сделать пару остановок, чтобы сделать более приличные фотографии. Их посмотрим попозже.

Понтонная переправа через реку Пур

Об этом я хочу рассказать обязательно, поскольку лично меня факты о переправе ввергли в шоковое состояние. По правде говоря, информация выглядела настолько неправдоподобной, что я даже подумал, что попутчики меня разыгрывают. Но на обратном пути я снова задал те же вопросы уже другому водителю и получил аналогичные ответы. Потом посмотрел в интернете - оказалось, все правда! Причем страшная!

Переправа через реку Пур находится в самом начале пути рядом со старым Уренгоем и служит в основном для доставки грузов к месторождениям.

Для начала предлагаю посмотреть фотографии переправы:

Это летний вариант. Мостик сделан из военных понтонов. По идее, он должен выдерживать даже танки. Наверное, так оно и есть. Когда мы двигались по мосту за большим экскурсионным автобусом, мост под ним прогибался, но не тонул под водой.

А вот на обратном пути я сам лично видел, как под многотонным грузовиком сегменты моста погружались в воду полностью. Создавалось впечатление, что машина идет по воде. И вообще, это такое необычное зрелище, когда мост как бы идет волной, посегментно проваливаясь в воду под тяжестью транспорта.

По словам водителей, здесь были случаи, когда машины реально тонули. Особенно часто это случается осенью, когда мост становится ужасно скользким. Ну, вы сами понимаете, если сегменты то опускаются под воду, то появляются над поверхностью, где минусовая температура, образование наледи неизбежно. Посыпать дорогу бесполезно. При прохождении следующей тяжелой машины образуется новый слой ледяной корки.

С моста соскальзывали и легковушки и грузовики. Нечасто, но бывало. Признаться, я бы крепко подумал, перед тем, как ехать на машине по понтонному мосту глубокой осенью, особенно за рулем.

Именно по соображениям безопасности в межсезонье мост разбирают. Тогда переправиться на другой берег можно только на баржах.

Когда устанавливается стабильно отрицательная температура, начинается возведение ледового моста.

Второй факт: раньше здесь был еще один мост. Он принадлежал частной компании и состоял из барж, выстроенных друг за другом поперек реки. Увы, со временем этот мост закрыли. Там было гораздо больше случаев затопления автомобилей.

Факт номер три: дважды в день понтонный мост разводится, чтобы пропустить проходящие корабли. Сами понимаете, он разводится не так, как . Здесь сегменты моста не поднимаются вверх. Их просто рассоединяют на середине реки и буксир как бы отгибает часть моста.

Мост разводится дважды в день каждый раз примерно на 1 час. Это обязательно надо иметь в виду при заказе авиабилетов и такси. Если попадете под разводку, то можете опоздать на самолет. Или на поезд, на чем вы там собираетесь ехать.

Но 1 час – это только время разводки моста. Имейте в виду, что за этот срок по обеим сторонам реки выстраивается немалая очередь из машин. Между тем, движение по мосту одностороннее. То есть, или туда, или обратно. По словам водителя такси, здесь запросто можно «залипнуть» часа на три!

Одним словом, лучше заранее спланировать свою поездку, чтобы не терять время с нервами.

Наконец, и это факт, который просто убил меня наповал, переезд через понтонный мост платный. Ну и что, скажете вы. Многие переправы платные, что уж тут такого?

Не спешите. Для начала давайте посмотрим, в какую сумму выливается удовольствие.

Самый дешевый вариант – пройти по мосту пешком. Это вовсе ничего не стоит. Правда, в пути вас может поджидать неприятность. Если вас догонит или попадется навстречу тяжелый грузовик, вы можете запросто погрузиться вместе с мостом по-колено, а то и глубже! Конечно, когда машина пройдет, вы сможете продолжить свой путь посуху, но на другом берегу придется выливать воду из сапог. Правду говорят, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Обычная легковушка пересекает мост за 120 рублей (цены 2018 года). Много это или мало? Давайте посчитаем. Если каждый день ездить по этому мосту «с работы – на работу», то за 20 рабочих дней вы напереправляетесь на сумму 2400 рублей. При местных зарплатах это сумма, которую можно не принимать в расчет.

Гораздо хуже обстоят дела, если у вас 10-тонный грузовичок. Чтобы переехать на нем по понтонному мосту, придется выложить уже 9000 рублей (девять тысяч).

А за 20-тонный грузовик – уже 18000!

Но все это копейки по сравнению со стоимостью переправы 80-тонной машины. Не пытайтесь угадать! Приготовьтесь к легкому шоку.
Итак, переправа 80-тонного грузовика – цистерны через понтонный мост в районе г. Уренгой стоит 680 тысяч рублей.

Сколько-сколько???!!!

Да, все правильно, ошибки нет – шестьсот восемьдесят тысяч рублей !

Признаюсь, мне сначала тоже не поверилось в реальность этой цифры. Пришлось смотреть в интернете. Да, так и есть.

Согласитесь, на этом фоне переправа легковушки выглядит сущей ерундой. Конечно, есть всевозможные льготы, которые несколько смягчают удар по кошельку. К примеру, если у водителя есть в паспорте отметка о постоянной регистрации в Тазовском районе, то легковая машина проезжает по мосту уже за 70 рублей. 80-тонная машина все равно заплатит прилично - 270 000 руб., но это намного меньше, чем если бы льгот не было.

Самое поразительное, что переезд по ледовой переправе тоже платный. То есть, чтобы проехать по льду с одного берега на другой, кое-кому из водителей тоже приходится раскошелиться. Легковушки, правда, переправляются бесплатно, грузовики платят 5000 руб. независимо от веса.


Триумфальный въезд в поселок Тазовский

Почему триумфальный? Признаюсь, это слово использовано здесь с немалой долей сарказма. Не знаю, как чувствовали себя остальные пассажиры, но я, признаться, был умотан дорогой по самое «не хочу». Единственным желанием было поскорее найти гостиницу и завалиться спать до завтрашнего утра.

Сказались почти целые сутки бодрствования. Сидя на переднем сидении, я всю дорогу периодически «клевал» носом, чем очень веселил попутчиков. По причине сонливости по дороге в Тазовский, "прошляпил" пересечение Северного полярного круга. Посмотрим фото памятного знака на обратном пути.

Тазовский встретил нас противным осенним дождем, сумеречной серостью. Промышленные сооружения, нитки газопроводов, строительная техника, стоящая в лужах, усугубляли картинку. Мои попутчики - молодая парочка - становились все грустнее и грустнее. Оказалось, что они приехали сюда на работу. То есть, не на пару дней, как я сам, а надолго.

Чем больше мы углублялись в поселок, тем мрачнее становились попутчики. Особенно дама. Молодой муж тоже не выглядел особым энтузиастом. Готов поспорить. Это он подбил свою пассию отправиться жить и работать на Север, ссылаясь на романтику и хорошие зарплаты. Думаю, сегодня вечером ему «воздадут по заслугам».

Если бы мы приехали в поселок в солнечный день, все было бы нормально. Ведь в ясную погоду даже старые деревянные бараки выглядят не так мрачно. Но с погодой явно не повезло. Под проливным дождем, на пронизывающем ветру при температуре +5 градусов пейзаж выглядел гнетуще. Первое впечатление было отнюдь не романтическое. Совет здесь только один. Если всерьез решили хлебнуть северной романтики, надо просто перетерпеть и не сбежать на "большую землю" в первые две недели. Человек ко всему привыкает. Надеюсь, у них все сложится хорошо.

Где остановиться в Тазовском? Гостиницы поселка Тазовский

Несмотря на небольшую величину поселка, здесь есть целых три гостиницы. Самым фешенебельным из них является гостевой дом «Брусника». Одноместные номера здесь стоят от 3900 до 5000 руб. в сутки. Говорят, это самое лучшее мемто, но мне не пришлось лично оценить все его прелести. Бюджет не позволял (или жадность сгубила).

Далее следует «Тихая гавань». На момент моего приезда все одноместные номера оказались занятыми, а жить с кем-то другим в одном номере мне не хотелось. Стоимость одноместного номера составляла 4300 руб. Ну, а как вы думали? Это Север!

Выбор был сделан в пользу гостиницы «Тазовчанка»… Ну вот! Так и знал! Опять начались хихиканья. Никакой серьезности! Ну, да! А как, по-вашему, надо было назвать гостиницу, расположенную в поселке Тазовский?

Тазовчанка! Так называются и жительницы поселка. А джентльмен, проживающий здесь, называется тазовчанин. Так и представляется начало речи какого-нибудь заезжего депутата: «Дорогие тазовчане и гости города…».

В гостинице есть разные условия размещения. Самый недорогой вариант – койко-место в четырехместном номере. Оно стоит 1200 руб. в сутки. Мне достался номер, который по какой-то невообразимой иронии судьбы имел статус «полулюкс». Цена 3500 руб. за ночь. Выбирать особо было не из чего. Уплатив в кассу за две ночи, я побрел занимать жилплощадь.

Как выглядит одноместный полулюкс в «Тазовчанке»

Я не какая-нибудь кинозвезда, поэтому все "предъявы", которые будут "кинуты" далее по тексту, это никакой не "наезд", а просто ироничное сопоставление суровой реальности номера-полулюкса с его заявленным полувысоким статусом. Лично у меня все это вызывало улыбку. Другие люди могли бы отреагировать более бурно.

Начнем с того, что входная дверь номера не запиралась изнутри. Снаружи еще был шанс закрыть помещение на ключ. И то не с первого раза. Но внутренняя ручка замка оказалась сломанной. Пришлось ночевать почти что «при открытых дверях». Этакая «ночь открытых дверей» в гостинице, полной пьяными разнузданными буровиками. Как вам перспектива попасть в такую ситуацию?

На самом деле, это, конечно, преувеличение, стереотип. В других номерах действительно были постояльцы, но вели они себя вполне пристойно.

Но на такой случай у меня есть один приемчик. Я ставлю в прихожей прямо перед дверью треногу от фотоаппарата. Если кто-то ночью в темноте решит войти в номер, он не заметит ее и обязательно споткнется. Тренога упадет с ужасным грохотом.

Ну, а потом незваный гость должен потрудиться убраться как можно скорее. Ибо, разбуженный среди ночи несанкционированным вторжением, хозяин номера, имеющий в руках кожаный офицерский ремень с большой пряжкой, вряд ли начнет диалог со слов «добро пожаловать».

Как выяснилось в дальнейшем, мера оказалась совершенно излишней. Более того, жители многих домов не имеют замков на входных дверях подъездов и даже не всегда запирают двери своих квартир. Это я не сам придумал. Пересказываю то, что услышал от одного местного жителя. Ну вот! А я тут треногу устанавливал.

В номере есть все необходимое. Телевизор, холодильник, душ с бойлером, чайник, шкаф, стул, стол, комплект посуды, набор постельного белья и полотенец.

Стены между номерами, конечно же, картонные. Но мне в очередной раз повезло. За стенкой не оказалось соседей. Если бы они были, я узнал бы много нового из жизни «замечательных людей».

В стоимость входит пользование микроволновкой (в холле), утюгом. За остальные прихоти пришлось бы платить.


На следующий день: осматриваемся в Тазовском при свете дня

Утро началось с положительных эмоций. Выглянув в окно, я обнаружил, что на улице ясная солнечная погода - как по заказу! А ведь в прогнозе значилась пасмурная с дождем! Чудеса!

По дороге к музею удалось увидеть немало необычного и интересного. Здесь самое время начать показывать фотографии и давать пояснения.

Начнем с того, что Тазовский – это поселок за полярным кругом. Лето и начало осени здесь не очень отличается от того, что мы привыкли видеть в средней полосе России. Например, когда я впервые приехал в Салехард , то первым шоком оказалось объявление бортпроводника в самолете, что температура на улице составляет +29 градусов! Таким образом, здесь хоть и крайний север, но далеко не круглый год все вокруг засыпано глубоким снегом, как можно было бы подумать. В первых числах осени, когда я попал в Тазовский, температура была +3 градуса ночью и +9 днем.

Повсюду была привычная для этого времени года зеленая трава. Листья на деревьях, правда, уже пожелтели. Еще несколько дней и они начнут опадать. А к концу сентября запросто может лечь постоянный снежный покров, который в средней полосе обычно появляется только в ноябре.

Самое первое, что оказалось необычным - мостовая из бетонных плит. По всей видимости, асфальт не выдерживает низких температур. Когда машина проезжает по такой мостовой, звук получается как от поезда, идущего по рельсам. Тук-тук, тук-тук.

Деревянные мостовые, поднятые над уровнем почвы. Представьте, чтобы подойти к крыльцу своего дома надо прошагать по таким вот дощатым мосткам. Но все это бывает только в теплое время. Когда выпадет снег, этих тротуаров будет не видно. Иной раз снегу бывает так много, что его уровень сравнивается с крыльцом.

Вторым номером в списке необычностей оказались старые деревянные бараки. По правде говоря, после посещения Салехарда - вполне современного города, не ожидал увидеть подобные строения за полярным кругом. Думаю, там должно быть очень холодно.

Некоторые дома уже явно нуждаются в сносе. Не в ремонте, а именно в сносе. Например, вот это двухэтажное деревянное здание. Посмотрите, оно стоит не вертикально, а с наклоном примерно в 5-6 градусов. Каково это, ходить по комнатам, то поднимаясь в гору, то спускаясь. Как там играют в мяч? Как наливают ванну?

Причиной подобной ситуации является не только давний год постройки. Дом просто начал тонуть в оттаивающей вечной мерзлоте. По словам местных жителей зимы год от года становятся все теплее и теплее. В былые годы морозы доходили до 56-60 градусов ниже нуля. Представляете?

Сейчас зимой обычная температура – около минус 35 градусов. По меркам средней полосы России это трескучий мороз, или собачий холод, как вам больше нравится. А на Ямале это почти что оттепель.

И вот по причине этой теплыни, особенно в летний период, когда столбики термометров поднимаются до 30-градусных отметок, многометровый слой вечной мерзлоты, который ранее оттаивал летом лишь сверху, начал протаивать глубже. В результате те сваи, которые вполне справлялись со своей работой несколько десятков лет назад, перестали быть надежной опорой. Дома начали тонуть в самом прямом смысле этого слова.

Вы только посмотрите на то, что творится у некоторых домов! Да то же настоящее болото! Любой владелец частного дома в средней полосе при виде такого же безобразия под стенами своего жилища, сначала бы ботнулся в обморок (прямо в болото), а потом начал бы судорожно тыкать трясущимися пальцами в свой телефон, вызывая специалистов, чтобы срочно осушить территорию.

В Заполярье жители не очень волнуются насчет сырости под ногами и под домами. Скоро наступит осень, все это замерзнет, и проблема решится сама собой до будущего лета.

Прошу понять меня правильно. Я не говорю, что в Тазовском все дома такие. Есть и вполне приличные, современные строения. Но мы говорим о том, что «бросилось в глаза». Так вот, заваливающиеся на бок здания, деревянные тротуары, болота под домиками – это действительно выглядит необычно, хотя для местных – в порядке вещей.

Буквально несколько слов хочется сказать об особенностях технологии строительства в условиях Заполярья. Если бы кто-то решил просто залить ленточный фундамент или поставить дом на сплошной бетонной плите, как это обычно делается, скажем, в Московской области, он совершил бы ужасную ошибку. Уже на следующий год такое строение дало бы крен, стены начали трескаться, а стекла в окнах разлетаться в мелкие дребезги.

Когда в грунте полно воды, приходится отказываться от привычных строительных стандартов и использовать кое-что понадежнее. Сваи под большие сооружения забивают на глубину до 30 метров. Это высота современного 9-этажного дома! Потом свайное поле должно пару лет просто «выстояться». Если его не «поведет», то можно строить новый жилой дом, или школу, или поликлинику.

Так что, встретив в заполярных поселках такие вот объекты, знайте: это не заброшенная строительная площадка. Она просто ждет своего срока:

Есть здесь и та самая экзотика, которую все мы представляем при упоминании слов Север, Заполярье.

Во-первых, это синие вагончики на колесах. Сейчас они уже не используются, как постоянное жилье первопроходцев полярных широт. Но в самом начале освоения крайнего Севера именно в таких балках жили бурильщики, строители и другие люди героических профессий.

Такие вагончики встретились мне в Тазовском лишь однажды, но этого оказалось достаточно, чтобы вспомнить старые еще советские фотографии из жизни полярников.

Во-вторых, довелось увидеть такие же вагончики на сваях. Здесь они уже не автономные жилые блоки, а стоят на общей «раме» и в совокупности представляют собой целые многоквартирные дома.

Вид у них, прямо скажем, слегка устаревший, но в таких строениях до сих пор живут люди.

Само собой, в Тазовском есть и современное благоустроенное жилье. А то вы, пожалуй, еще подумаете, что тут одни старые падающие бараки.

Есть современная поликлиника, школа, торговые центры... Одним словом, как и в любом городе, здесь есть так называемая "историческая часть" и более современные районы. Но я решил показать и то и другое, а не рисовать парадный портрет поселка. Ведь если мы не покажем то, что уже отживает свой век, постепенно уходит в прошлое, мы просто оборвем нить, связывающую прошлое с настоящим. А ведь прошлое тоже надо помнить. Как говорил Валентин Пикуль, "История сурово карает тех, кто забывает историю".

Люди Заполярья

Начнем с того, что есть определенное количество жителей, которые родились и выросли в поселке Тазовском или его окрестностях. Это и коренное население - ненцы, и русские, потомки первопроходцев северных широт.

С ними все относительно понятно. Идея «где родился, там и пригодился» вполне объясняет их присутствие в этих труднодоступных местах.

То, что для нас удивительно и необычно, для них - повседневная жизнь. Так из разговора я узнал, что огромный ненецкий чум может быть поставлен всего за 15 минут. И трудится над этим не целая бригада привычных нам специалистов из разряда «налей-сделаю», а всего одна ненецкая женщина.

Вы уловили суть? Ненецкая женщина может одна поставить чум за 15 минут! По правде говоря, я не очень представляю, как это можно сделать. Думаю, что если бы мне дали подобное задание, я бы устроил такое шоу, о котором местное население долго-долго рассказывало бы друг дружке по сарафанному радио, покатываясь от хохота.

А чего это вы так заулыбались? Вы сможете сделать лучше? Давайте попробуем прямо сейчас. Возьмите штук пятнадцать жердей длиной 5-6 метров и попробуйте у себя во дворе воздвигнуть ненецкий чум. Такой, чтобы не рассыпался при первом же дуновении ветра. Вот тогда вместе и посмеемся:)

Многие ненцы до сих пор живут в чумах и ездят на нартах. Думаю, они вряд ли променяют свою привычную жизнь в тундре на уютные городские квартиры. А может быть и променяли бы... Сложно сказать. По правде говоря, хотелось бы пожить в Тазовском хотя бы месяц, чтобы проникнуться духом этих мест, стать здесь своим, насколько это возможно. Тогда бы отчет получился более объективным.

Сколько платят специалистам рабочих профессий? Давайте не будем обсуждать конкретные цифры и заглядывать во все чужие карманы. Понятно главное: сюда явно стоит ехать за хорошими зарплатами.

Еще я упоминал более ранний выход на пенсию. Сейчас, сами знаете, ситуация несколько изменилась, но, тем не менее, выгода явно налицо. К примеру, в разговоре с пожарным я узнал, что здесь стаж у него идет год за два! Можете себе представить?

Наверняка есть и другие коврижки, которыми заманивают людей в эти суровые края. Ведь если бы условия оплаты труда в Тазовском были такие же как, скажем, где-нибудь под Рязанью, то на Севере осталось бы только местное население, а все бурильщики, газовики, равно как и учителя, музейные работники и продавцы потекли бы обратно на Большую землю.

Ну, может быть, не все. Многие ведь уже прикипели к этим краям и готовы сами приплачивать, лишь бы остаться. Но большинство не продержалось бы здесь и месяца.

В этом место своего повествования я заранее хотел бы попросить прощения у тех, кого возмутили мои рассуждения о мотивах. Не взыщите, но я увидел ситуацию именно так. Если у вас есть свое видение, очень прошу не ругать меня всякими нелицеприятными словами, а изложить свой взгляд в комментарии или в письме. Я с большим удовольствием добавлю его в данный текст. Вы же сами знаете, одна голова – хорошо, а десять – лучше:)


Прогулка по осенней тундре

Вы когда-нибудь гуляли по тундре? Мне удалось. Признаюсь, глядя на эту бесконечную равнину, покрытую желто-красно-зелеными растениями, даже как-то не верилось, что находишься за Северным полярным кругом.

На мое счастье в этот день погода была просто прекрасная. С самого утра до вечега небо было чистым, лишь далеко на Севере у самого горизонта темнела гряда облаков, немного похожих на горы. Сначала пришлось немного пройти по шоссе, ведущий в Новый Уренгой. Все попытки спуститься на поверхность тундры не увенчались успехом. Оказывается, почва здесь достаточно зыбкая. Сплошь болота и озера. Будучи в обычных кроссовках "с дырочками", я побоялся банально "зачерпнуть", а то и вовсе "искупаться" :)

Наконец, за вертолетной площадкой нашлась какая-то грунтовка, по которой удалось углубиться в тундру примерно на километр.

Что и говорить место очень необычное. Совсем не похожее на наши поля, заросшие травой. Сразу видно, что растительность здесь приспособилась к тому, чтобы зимой не высовываться из-под снежного покрова. Растения низкорослые. Трава, небольшие кустарники. Цвета – зеленый, желтый, красный и серый.

Совершенно плоский ландшафт разнообразят небольшие озерца. Наверное, это просто низменности, которые заполняются водой при таянии верхнего слоя вечной мерзлоты. Думаю, что они очень неглубокие, зато такие огромные по площади!

А какое тут небо! Вы давно видели голубой купол без единого облачка, не исчерканный вдоль и поперек следами самолетов. Здесь, вдали от воздушных трасс удалось полюбоваться чистым небом, на котором нет ни единого объекта, за который мог бы уцепиться взгляд. Красиво, необычно, завораживающе!

Увидеть настоящую тундру не на картинке в учебнике, а своими глазами. Остановиться на грунтовке, присесть и посмотреть внимательно на растительность, сделать фотографии на память... Нет, несмотря на всякие сложности, у меня отличная работа! Ведь ничто так не расширяет кругозор, как путешествия!

Ветра в тот день почти не было, но насладиться тишиной, увы, не получилось. Для этого надо уходить очень далеко в тундру. А здесь по бетонке то и дело проносились машины, издавая при соприкосновении колес с плитами характерный звенящий звук, не говоря уже о перестуке колес, как на железной дороге.

Вот прилетел вертолет. Сами понимаете, зрелище красивое, но очень громкое. А вон там вдалеке шумит какая-то промзона. Звук такой, как будто работает турбина от самолета. Может быть, так оно и есть. Проходя мимо, я увидел несколько турбин, которые валяются на территории. Наверное, сломанные.

А та, которая работает, мало того, что шумит сильно, еще и отбрасывает самую настоящую реактивную струю. Ну, знаете, когда поток раскаленного воздуха искажает картинку и становится заметным на фоне остального неподвижного пейзажа.

Что это за установка? По правде, не знаю. И спросить не у кого. Вокруг никого. Не заходить же на территорию. Может быть, так газ заставляют течь по газопроводу. Может быть, что-нибудь еще. Не буду врать. Одно скажу – шумная штуковина. Слышно ее за несколько километров.

Немного жаль, что нет деревьев. С ними пейзаж был бы более разнообразным. Но это же не лесотундра, а просто тундра. В любом случае, осознание того, что попал на настоящий Север, за полярный круг, ходишь по тундре, видишь ее своими глазами, а не на картинке – это чего-то да стоит.

На обратном пути зашел к вертолетчикам спросить, нельзя ли завтра перелететь в Новый Уренгой по воздуху. Это было бы куда быстрее и приятнее, чем трястись пять-шесть часов на машине. Увы, регулярных рейсов они не выполняют. Предложили позвонить в офис авиакомпании, спросить, не полетит ли завтра в ту сторону какой-нибудь вертолет.

Но я не стал. А вдруг скажут, что полетит, а на самом деле не полетит, тогда опоздаю на самолет… Жаль, с армии не катался на вертолетах:)

Пора возвращаться. Солнце садится, скоро будет темнеть. Вообще, солнце здесь даже днем стоит не очень высоко и светит прямо в глаза вместо того, чтобы светить в затылок. А скоро вообще начнется полярная ночь. Это случится в начале ноября. Солнце будет показываться из-за горизонта лишь самым краешком и почти сразу закатываться обратно. Большую часть суток будет темно. Говорят, это не очень благоприятно влияет на людей.

Зато летом здесь бывает полярный день. Даже в полночь на улице так светло, что можно запросто читать текст с листа безо всякой подсветки. В свое время мне удалось застать «хвостик» полярного дня в Салехарде . Но за удовольствия надо платить. Просто так выйти и погулять по улице ночью не так-то просто. Угадайте, почему?

Нет. Не песцы или полярные волки, не медведи или пьяные бурильщики загонят нас в помещение. Стоит выйти на улицу без защиты и вы тут же станете добычей гнуса. Это только кажется, что мошки маленькие и безобидные. Понятно, что одно отдельно взятое насекомое не сможет испортить вам прогулку. Проблема в том, что их тут настоящие тучи. Чтобы избежать атаки с воздуха, придется совершать пробежку, следя за тем, чтобы вдыхая, не засосать насекомое.

Я попал в тундру в очень удачное время – начало сентября. Для мошек уже холодно, погода нелетная. Представляю, как весело проходила бы подобная прогулка в разгар полярного лета. Местные жители отчасти подтвердили мое предположение. Сказали, что сейчас они реально наслаждаются жизнью. Еще не так уж холодно и нет гнуса.

Дорога Тазовский – Новый Уренгой

Не так уж долго удалось погостить в поселке. Съемочная программа была полностью выполнена на следующий день после приезда. Наутро меня уже ждала машина, которую я заказал накануне по телефону.

Хотелось бы сказать пару слов о перевозчике. Есть разные варианты, как можно добраться из Нового Уренгоя в Тазовский и обратно. Цена у всех примерно одинаковая – 2000 рублей с человека.

Но одно дело ехать в газели, другое – в легковой машине. Номер телефона мне подсказали в музее, когда мы планировали поездку. Позвонив по указанному номеру, я заказал место в машине. На том конце провода уточнили, в какой день и время я прилетаю, спросили имя и сказали, что машина будет ждать в аэропорту.

Никакой предоплаты не спросили. По правде говоря, я отношусь к таким услугам с некоторой опаской. Воображение рисовало ситуацию, когда я с чемоданом выхожу из аэровокзала, а машины нет, телефон не отвечает и так далее в том же духе. Признаться, очень не хотелось бы попасть в подобную ситуацию.

Но вариантов особо не было. Пришлось положиться на везение и порядочность перевозчика.

За день до прибытия раздался звонок и голос на другом конце провода сообщил, что меня будет ожидать такая-то машина с таким-то номером. Вслед за этим пришла смс-ка с этими же данными, чтобы я ничего не перепутал. Появилась некоторая надежда на то, что все закончится благополучно.

По прилету меня действительно ждала машина с указанным номером. Что было дальше, я уже описал в первой части отчета.

Обратный путь тоже прошел без осложнений. Накануне вечером я позвонил по тому же телефону и заказал машину. Обращаю внимание: нельзя просто взять и заказать такси к определенному времени. Правильнее сказать, что они ходят по расписанию.

Когда я сказал, во сколько ожидается мой рейс, мне предложили вариант отправки в 8.00 утра, которым я и воспользовался. Только после этого я начал покупку билета на самолет. А то ведь как может получится: куплю авиабилет, а машина в нужное время просто не пойдет. Пешком до Нового Уренгоя не добежишь, вертолеты туда не летают.

Если бы обратный билет был куплен заранее, то и такси можно было бы заказать за день-два. Но особенность моей работы не позволяет покупать билет туда и обратно.

Во-первых, съемка может затянуться или, напротив, закончится быстрее, чем планировалось.

Во-вторых, меня могут банально перехватить в полете и пригласить «залететь» по дороге к ним. Так случилось, например, когда я поехал в Петербург снимать виртуальный тур по Зоологическому музею .

Вместо того, чтобы потом ехать домой, я полетел в Салехард , оттуда в Тюмень, а дальше чуть не «завернул» в Самару, но клиент так долго думал, что придется ехать туда отдельно.

По этой причине приходится покупать билеты в последний момент. На мое счастье в Тазовском есть такси, которое достаточно оперативно реагирует на заказы.

Обратная дорога показалась мне более короткой. Может быть, потому, что удалось выспаться перед поездкой. Возможно, погода оказалась более благоприятная. Мы прибыли в аэропорт Новый Уренгой через 5 часов после выезда.

При этом по моей просьбе водитель сделал остановку у обелиска «Северный полярный круг» и «Первая скважина Р-2» - том месте, где действительно была заложена первая скважина в регионе. Именно с нее все и началось.

Заключение

Зачем я все это написал? Сложно дать ответ с точки зрения логики. Ведь мне никто не заплатит за этот текст. Что это я так разошелся? Вот, сижу в аэропорту Шереметьево по дороге домой и заканчиваю данный текст, что называется «по горячим следам» вместо того, чтобы отдохнуть, пойти в кафешку и пожевать чего-нибудь вкусненького.

Зачем? Главным образом, наверное, для себя. Знаете, рисуют же художники картины для себя, а не на продажу. Некоторые музыканты играют для себя, получая удовольствие от музыки. Я написал этот текст, просто потому, что не хочу безвозвратно забыть даже мельчайшие детали этой удивительной поездки.

Говорят, что Север как-то меняет людей. Нельзя сказать, что я готов бросить все и уехать в Заполярье. Нет. Да и не делается это вот так, сразу. Но, знаете, будете смеяться, но «что-то щелкнуло» в голове.

Понятно, что и здесь и в Салехарде удалось увидеть "летний", теплый вариант Заполярья. Не знаю, как бы я среагировал на «зимний». Переехать туда не готов, но если мне предложат на выбор поехать в какой-то заполярный город или, скажем, в ту же Самару, я не задумаюсь ни на секунду.

Север – это необычное место. Здесь рушатся стереотипы и меняются устоявшиеся представления. Здесь так много нового и интересного, что хочется вернуться сюда еще хотя бы раз. Надеюсь, когда-нибудь это случится, а пока, вот несколько прощальных фотографий, сделанных уже из самолета:

Историческая справка

Поселок Тазовский - районный центр Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, расположен в 200-х километрах севернее Полярного круга. Площадь территории составляет 4 102,86 га. Расстояние до окружного центра г. Салехард водным путём - 986 км, воздушным - 552 км, до областного центра г. Тюмень, водным путём - 2755 км., воздушным - 1341 км. Ближайшая железнодорожная станция п. Коротчаево находится в 230 км.

По данным на 1 января 2014 года численность населения поселка составляет 7 339 человек.

Первое упоминание о территории, входящей в наши дни в состав Тазовского района, относится к ХVI веку, когда по реке Таз проходил торговый путь в Мангазею. О Златокипящей Мангазее рассказывали истории и легенды. Край был богат рыбой, пушниной, осетриной, олениной, соболями и рябчиками. Все это умело добывали ненцы - коренные жители Севера, занимаясь традиционными промыслами: охотой, оленеводством и рыболовством.

Поселок Тазовский был основан в 1883 году как промысловая фактория под названием Хальмер-Седе (Сопка (Гора) мертвецов — перевод с ненецкого). Когда-то на холме, где сейчас находится посёлок, было старое ненецкое кладбище.

В 1883 году торговая компания Функа, Мурзейна и Вордроппера в местности под названием Хальмер-Седэ основала торговую факторию - первый стационарный населенный пункт, где производили обмен чая, сахара, спичек и других товаров на рыбу, выловленную местными жителями.

С 1884 года торговой факторией Хальмер-Седэ был начат рыбный промысел в низовьях Таза и Тазовской губе. Лов был организован силами местных ненцев, которые ежегодно заготавливали около ста тонн соленого осетра и двадцать тонн муксуна.

В 1907 году на факторию пришли сургутские купцы братья Плотниковы. Они построили здесь склады, магазины, жилые дома, баню. Грянула революция и на далекий Север пришла советская власть. В 1921 году был создан сельский Совет, который и взял в свои руки дальнейшее обустройство жизни местных жителей, работу фактории, поставку товаров, развитие рыбодобычи, создание первых товариществ и кооперативов.

В октябре 1931 года основным базовым предприятием села Хальмер-Седэ стал рыбозавод, который был оснащен тремя катерами и четырьмя транзитными судами. Население фактории составляло 2560 человек, среди которых было 14 грамотных.

1 февраля 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Хальмер-Седэ было переименовано в селение Тазовское, а 29 июня 1964 года решением Тюменского облисполкома село было отнесено к категории рабочих поселков. Тазовский сельсовет упразднён. Создан Тазовский поссовет. Второе название поселка произошло от реки, которую ненцы называли Тасу - желтая, тундровая река. Русские гидрографы называли ее более удобно - Таз. Отсюда и имя поселка Тазовский. В шестидесятые годы в Тазовском появились новые виды хозяйственной деятельности, связанные с разведкой недр, освоением и эксплуатацией месторождений.

8 марта 1967 года было издано постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся». Согласно постановле¬нию был организован исполнительный комитет, избираемый из числа депутатов. В разные годы председателями Исполкома поселка Тазовский были: Т.М. Шумилова, В.Д.Чабарин, В.Т. Суриков, И.М. Королев, А.С. Титов и другие.

В январе 1992 года была образована Администрация п. Тазовский, Главой Администрации стал Г.С. Ковалев, в 2003 году распоряжением Главы Тазовского района был назначен С.Н. Семериков. В 2005 году в рамках реформы местного самоуправления по итогам выборов Главой поселка Тазовский избран Н. А. Осиков, который возглавлял и местную Администрацию в течение семи лет. 2 ноября 2012 года вступил в должность Четвертков Вадим Анатольевич, который в соответствии с Уставом муниципального образования был наделен полномочиями Главы муниципального образования и Главы Администрации посёлка до 07 июля 2017 года.

В сентябре 2017 года состоялись внеочередные выборы в органы местного самоуправления, по результатам которых Главой поселка был избран Яптунай Омпа Еревич. В соответствии с поправками, внесенными в Устав муниципального образования, Омпа Яптунай в настоящее время является Главой муниципального образования поселок Тазовский, а также возглавляет местную администрацию и является председателем представительного органа местной власти - Собрания депутатов муниципального образования.

Решением Собрания депутатов муниципального образования поселок Тазовский от 2 декабря 2005 года № 2-1-6 был принят Устав муниципального образования поселок Тазовский, которым определен День поселка Тазовский - 1 февраля.

В целях создания условий для устойчивого развития муниципального образования поселок Тазовский, как районного центра, в 2009 году Собранием депутатов муниципального образования был утвержден Генеральный план, совмещенный с проектом планировки муниципального образования поселок Тазовский, который учитывает комплекс мер по обеспечению оптимизации функционального использования территории поселка. Проект выполнен в целях установления границ территорий, включаемых в состав границы населенного пункта поселка Тазовский.

На территории районного центра располагаются предприятия и учреждения, обеспечивающие межселенные, хозяйственные, производственные и управленческие связи.

В поселке размещается рыбозавод, который является основным перерабатывающим предприятием в восточной зоне ЯНАО. Радиус обслуживания заводом рыболовецких участков составляет 250 км на север и 250 км на юг. Развитие поселка Тазовский связано с укреплением перерабатывающей базы традиционных отраслей хозяйства района, а также с организацией системы факторий, обеспечивающей социально-культурное развитие коренного населения района.

Благодаря наличию дороги Тазовский - Заполярное ГНКМ - поселок Уренгой - станция Коротчаево, аэропорту в г. Новый Уренгой и грузовому причалу, местоположение поселка Тазовский становится благоприятным для развития здесь транспортно-хозяйственного узла, как основы повышения хозяйственного уровня развития всего района.

Прогнозируемое освоение газовых месторождений, открытых на территории Тазовского района, придаст новые функции поселку. Он может стать базовым пунктом при освоении месторождений на Гыданском полуострове.

Тазовский постоянно растет и развивается. В последние годы стала нормой сдача новых законченных строительством объектов социального, промышленного, а также жилого и общественного назначения, предусмотренных для комфортного жилья и продуктивного труда тазовчан.

Поселок Тазовский - районный центр Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, расположен в 200-х километрах севернее Полярного круга. Площадь территории составляет 4 133,08 га. Расстояние до окружного центра г. Салехард водным путём - 986 км, воздушным - 552 км, до областного центра г. Тюмень, водным путём - 2755 км., воздушным - 1341 км. Ближайшая железнодорожная станция п. Коротчаево находится в 230 км.
По данным на 1 января 2014 года численность населения поселка составляет 7 339 человек.
Первое упоминание о территории, входящей в наши дни в состав Тазовского района, относится к ХVI веку, когда по реке Таз проходил торговый путь в Мангазею. О Златокипящей Мангазее рассказывали истории и легенды. Край был богат рыбой, пушниной, осетриной, олениной, соболями и рябчиками. Все это умело добывали ненцы - коренные жители Севера, занимаясь традиционными промыслами: охотой, оленеводством и рыболовством.
Поселок Тазовский был основан в 1883 году как промысловая фактория под названием Хальмер-Седе (Сопка (Гора) мертвецов — перевод с ненецкого). Когда-то на холме, где сейчас находится посёлок, было старое ненецкое кладбище.
В 1883 году торговая компания Функа, Мурзейна и Вордроппера в местности под названием Хальмер-Седэ основала торговую факторию - первый стационарный населенный пункт, где производили обмен чая, сахара, спичек и других товаров на рыбу, выловленную местными жителями.
С 1884 года торговой факторией Хальмер-Седэ был начат рыбный промысел в низовьях Таза и Тазовской губе. Лов был организован силами местных ненцев, которые ежегодно заготавливали около ста тонн соленого осетра и двадцать тонн муксуна.
В 1907 году на факторию пришли сургутские купцы братья Плотниковы. Они построили здесь склады, магазины, жилые дома, баню. Грянула революция и на далекий Север пришла советская власть. В 1921 году был создан сельский Совет, который и взял в свои руки дальнейшее обустройство жизни местных жителей, работу фактории, поставку товаров, развитие рыбодобычи, создание первых товариществ и кооперативов.
В октябре 1931 года основным базовым предприятием села Хальмер-Седэ стал рыбозавод, который был оснащен тремя катерами и четырьмя транзитными судами. Население фактории составляло 2560 человек, среди которых было 14 грамотных.
1 января 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Хальмер-Седэ было переименовано в селение Тазовское, а 29 июня 1964 года решением Тюменского облисполкома село было отнесено к категории рабочих поселков. Тазовский сельсовет упразднён. Создан Тазовский поссовет. Второе название поселка произошло от реки, которую ненцы называли Тасу - желтая, тундровая река. Русские гидрографы называли ее более удобно - Таз. Отсюда и имя поселка Тазовский. В шестидесятые годы в Тазовском появились новые виды хозяйственной деятельности, связанные с разведкой недр, освоением и эксплуатацией месторождений.
8 марта 1967 года было издано постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся». Согласно постановле¬нию был организован исполнительный комитет, избираемый из числа депутатов. В разные годы председателями Исполкома поселка Тазовский были: Т.М. Шумилова, В.Д.Чабарин, В.Т. Суриков, И.М. Королев, А.С. Титов и другие.
В январе 1992 года была образована Администрация п. Тазовский, Главой Администрации стал Г.С. Ковалев, в 2003 году распоряжением Главы Тазовского района был назначен С.Н. Семериков. В 2005 году в рамках реформы местного самоуправления по итогам выборов Главой поселка Тазовский избран Н. А. Осиков, который возглавлял и местную Администрацию в течение семи лет. 2 ноября 2012 года вступил в должность вновь избранный на муниципальных выборах Глава муниципального образования поселок Тазовский Четвертков Вадим Анатольевич, исполняющий в соответствии с Уставом муниципального образования полномочия Главы Администрации посёлка.
Решением Собрания депутатов муниципального образования поселок Тазовский от 2 декабря 2005 года № 2-1-6 был принят Устав муниципального образования поселок Тазовский, которым определен День поселка Тазовский - 1 февраля.
В целях создания условий для устойчивого развития муниципального образования поселок Тазовский, как районного центра, в 2009 году Собранием депутатов муниципального образования был утвержден Генеральный план, совмещенный с проектом планировки муниципального образования поселок Тазовский, который учитывает комплекс мер по обеспечению оптимизации функционального использования территории поселка. Проект выполнен в целях установления границ территорий, включаемых в состав границы населенного пункта поселка Тазовский.
На территории районного центра располагаются предприятия и учреждения, обеспечивающие межселенные, хозяйственные, производственные и управленческие связи.
В поселке размещается рыбозавод, который является основным перерабатывающим предприятием в восточной зоне ЯНАО. Радиус обслуживания заводом рыболовецких участков составляет 250 км на север и 250 км на юг. Развитие поселка Тазовский связано с укреплением перерабатывающей базы традиционных отраслей хозяйства района, а также с организацией системы факторий, обеспечивающей социально-культурное развитие коренного населения района.
Благодаря наличию дороги Тазовский - Заполярное ГНКМ - поселок Уренгой - станция Коротчаево, аэропорту в г. Новый Уренгой и грузовому причалу, местоположение поселка Тазовский становится благоприятным для развития здесь транспортно-хозяйственного узла, как основы повышения хозяйственного уровня развития всего района.
Прогнозируемое освоение газовых месторождений, открытых на территории Тазовского района, придаст новые функции поселку. Он может стать базовым пунктом при освоении месторождений на Гыданском полуострове.
Тазовский постоянно растет и развивается. В последние годы стала нормой сдача новых законченных строительством объектов социального, промышленного, а также жилого и общественного назначения, предусмотренных для комфортного жилья и продуктивного труда тазовчан.

Тазовский – поселок городского типа, крупный районный центр в Ямало-Ненецком автономном округе, где сосредоточены административная, культурная, транспортная, информационная артерии региона. В настоящее время здесь успешно развиваются современные отрасли промышленности и сельского хозяйства, строятся жилые дома и объекты инфраструктуры. Посёлок расположен в 200 км на север от полярного круга на левом берегу реки Таз, в 8 км от устья, где она впадает в Тазовскую губу. Площадь насчитывает 40,0 тыс. кв. километров. По данным 2010 года население поселка составляет 6797 человек. Территория сельсовета включает национальные поселения, где сохраняется традиционный уклад жизни и хозяйствования, – фактория 5-6 Пески, Тибей-Сале, Мессо, в которых проживает 778 человек из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера, ведущих кочевой образ жизни.

Поселок Тазовский является одним из старинных населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа. Впервые территория, входящая в состав нынешнего района, упоминается в знаменитой «Повести временных лет» в связи с открытием русскими мореплавателями Обской и Тазовской губ. Относится это сообщение к XI–XII столетиям, а освоение края началось в XVI веке после походов Ермака.

В 1883 году торговая компания в составе сибирских предпринимателей Функа и Мурзейна, корабельного мастера Якова Вардроппера основала торговую факторию в устье Тазовской губы в местности под названием Хальмер-Седе, что в переводе с ненецкого означает «Сопка покойников». Выловленную местными жителями рыбу обменивали на сахар, чай, спички и другие товары. С 1884 года компанией был начат рыбный промысел в низовьях реки Таз и в Тазовской губе. С приходом сургутских купцов братьев Плотниковых на высоком левом берегу реки Таз были построены склады, жилые дома, магазины, пекарня, контора.

С 1921 года в советских документах фактория Хальмер-Седе упоминается как отделение Обьтреста. В этом же году был создан сельский Совет, который и взял в свои руки дальнейшее обустройство жизни местных жителей, работу фактории, поставку товаров, создание первых товариществ и кооперативов.

К началу 1939 года здесь проживали 1937 человек. Половина из них были рабочими и служащими, остальные – членами их семей. В 1931 году Тазовский рыбзавод стал основным предприятием, который уже к 1935 году имел три катера, четыре транзитных судна, работавших на линии Тазовский–Салехард, рыбницы, сети и неводы в достаточном количестве.

1 января 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Хальмер-Седэ было переименовано в с. Тазовское, а 29 июня 1964 года решением Тюменского облисполкома село было отнесено к категории рабочих поселков. Второе название поселка произошло от реки, которую ненцы называли Тасу - желтая, тундровая река. Русские гидрографы называли ее более удобно - Таз. Отсюда и имя поселка Тазовский.

С конца 60-х и в 70-е годы истории поселка начинается новый этап, связанный с разведкой недр, освоением и эксплуатацией месторождений, среди них самые крупные - Ямбургское газоконденсатное месторождение, Мессояхское газоконденсатное месторождение, Заполярное газовое месторождение, Находкинское месторождение, Тазовское газовое месторождение, а также Уренгойское газоконденсатное месторождение.

За эти годы Тазовский растет и отстраивается, привлекает с «большой земли» молодые кадры и ведущих специалистов. Становится регионом, где романтика и возможность больших заработков становятся созвучными понятиями.

В 90-е годы в экономике региона произошли серьезные негативные изменения, проявившиеся в низкой эффективности производства, в отсутствии инвестиций, в резком ослаблении государственного влияния на деятельность предприятий, в остром дефиците бюджета.

Геологоразведка претерпевала спад, остановились в развитии традиционные отрасли хозяйства, потерялась связь между государственными потребностями и интересами самого региона. Вследствие сложившихся обстоятельств впервые в истории ЯНАО было подписано соглашение с «Ямбурггаздобычей» о взаимовыгодном сотрудничестве, при котором предприятия ТЭК, прежде чем начинать добычу природных богатств, вкладывали средства в социально-экономическое развитие района.

В апреле 1995 года строители, транспортники и эксплуатационники приступили к обустройству Заполярного газоконденсатного месторождения, которое расположено на территории Тазовского поссовета, а 30 сентября 2001 года был подан газ в магистральный газопровод.

В 1999 году постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Генеральный план развития поселка, совмещенный с проектом планировки, рассчитанный на 15 лет.

Помимо налоговых отчислений «Ямбургом» построено объектов социального обеспечения на сумму более 1,5 миллиарда рублей. Начиная с 2000 года, построены и сданы в эксплуатацию хирургическое отделение, 42-квартирный жилой дом в поселке Тазовский, автодорога Тазовский – Газ-Сале, пожарное депо в Тазовском с магистральными сетями, фактория 5–6 Пески. Платежи в бюджет продолжают поступать от ОАО «Норильскгазпром», эксплуатирующего Северо-Соленинское и Южно-Соленинское месторождения, Тюменской нефтяной компании, имеющей лицензию на разработку Русского нефтяного месторождения, ООО «Лукойл – Западная Сибирь», выкупившего право на освоение группы месторождений Большехетской впадины. В рамках компенсационного строительства в связи с разработкой Заполярного месторождения в октябре 2002 года введен в эксплуатацию новый газопровод Газ-Сале - Тазовский протяженностью 28 км.

В декабре 2006 было сдано в капитальном исполнении родильное отделение Тазовской центральной районной больницы. А в 2008 году в районном центре завершено строительство и сдана в эксплуатацию новая средняя общеобразовательная школа на 800 мест.

Несмотря на то, что XXI внес существенные изменения в экономике поселка, тазовчане хранят верность своей земле: развитие и поддержка оленеводства, рыбодобывающей отрасли продолжают оставаться приоритетными направлениями в деятельности администрации муниципального образования.

Поселок Тазовский – районный центр Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, расположен в 200-х километрах севернее Полярного круга. Площадь территории составляет 4 102,86 га.

Расстояние до окружного центра г. Салехард водным путём — 986 км, воздушным – 552 км, до областного центра г. Тюмень, водным путём — 2755 км., воздушным – 1341 км. Ближайшая железнодорожная станция п. Коротчаево находится в 230 км.

Историческая справка

Первое упоминание о территории, входящей в наши дни в состав Тазовского района, относится к ХVI веку, когда по реке Таз проходил торговый путь в Мангазею. О Златокипящей Мангазее рассказывали истории и легенды. Край был богат рыбой, пушниной, осетриной, олениной, соболями и рябчиками. Все это умело добывали ненцы – коренные жители Севера, занимаясь традиционными промыслами: охотой, оленеводством и рыболовством.

Поселок Тазовский был основан в 1883 году как промысловая фактория под названием Хальмер-Седе (Сопка (Гора) мертвецов - перевод с ненецкого). Когда-то на холме, где сейчас находится посёлок, было старое ненецкое кладбище.

В 1883 году торговая компания Функа, Мурзейна и Вордроппера в местности под названием Хальмер-Седэ основала торговую факторию – первый стационарный населенный пункт, где производили обмен чая, сахара, спичек и других товаров на рыбу, выловленную местными жителями.

С 1884 года торговой факторией Хальмер-Седэ был начат рыбный промысел в низовьях Таза и Тазовской губе. Лов был организован силами местных ненцев, которые ежегодно заготавливали около ста тонн соленого осетра и двадцать тонн муксуна.

В 1907 году на факторию пришли сургутские купцы братья Плотниковы. Они построили здесь склады, магазины, жилые дома, баню. Грянула революция и на далекий Север пришла советская власть. В 1921 году был создан сельский Совет, который и взял в свои руки дальнейшее обустройство жизни местных жителей, работу фактории, поставку товаров, развитие рыбодобычи, создание первых товариществ и кооперативов.

В октябре 1931 года основным базовым предприятием села Хальмер-Седэ стал рыбозавод, который был оснащен тремя катерами и четырьмя транзитными судами. Население фактории составляло 2560 человек, среди которых было 14 грамотных.

1 февраля 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Хальмер-Седэ было переименовано в селение Тазовское, а 29 июня 1964 года решением Тюменского облисполкома село было отнесено к категории рабочих поселков. Тазовский сельсовет упразднён. Создан Тазовский поссовет. Второе название поселка произошло от реки, которую ненцы называли Тасу — желтая, тундровая река. Русские гидрографы называли ее более удобно — Таз. Отсюда и имя поселка Тазовский. В шестидесятые годы в Тазовском появились новые виды хозяйственной деятельности, связанные с разведкой недр, освоением и эксплуатацией месторождений.

Решением Собрания депутатов муниципального образования поселок Тазовский от 2 декабря 2005 года № 2-1-6 был принят Устав муниципального образования поселок Тазовский, которым определен День поселка Тазовский – 1 февраля.







2024 © cveti-usadba.ru.